Электропоезд ЭТ4А

| 06.05.2013

Электропоезд ЭТ4А с конструкционной скоростью 120 км/ч модели 62-9003 предназначен для обеспечения пассажирских перевозок на электрифицированных участках железных дорог колеи 1520 мм постоянного тока напряжением 3000 В, оборудованных высокими и низкими пассажирскими платформами. Обозначение ЭТ4А означает “Электропоезд Торжокский 4-й модификации Асинхронный”. 

Разработка электропоезда осуществлена специалистами ЦНИИ ТЭП (г. Санкт-Петербург) на основании технического задания, утвержденного РЖД в 2008 году. При проектировании решались задачи создания современного пригородного электропоезда с улучшенными по сравнению с серийными моделями характеристиками: уменьшенным временем разгона и торможения, увеличенной технической и маршрутной скоростями движения, сниженным расходом электроэнергии, а также уменьшенными эксплуатационными расходами.

В конструкции электропоезда применены новые технические решения, главные из которых – асинхронный тяговый привод, необслуживаемые оборудование и узлы, система диагностики, кондиционирование воздуха в салонах, прислонно-сдвижные автоматические двери. Впервые для продукции ТорВЗ на электропоезде применена новая базовая длина кузовов вагонов 21,5 м с широкими тамбурами и входными пассажирскими дверями с шириной 1250 мм. Серьезным подспорьем стали знания и опыт специалистов ЦНИИ ТЭП, полученные при создании экспериментального электропоезда ЭТ2А.

Первый опытный электропоезд ЭТ4А-001 был изготовлен в 2009-2010 годах в составе 6 вагонов. Наладка оборудования и предварительные испытания проводились в 2010 году специалистами ЦНИИ ТЭП, опытные поездки осуществлялись на Октябрьской дороге в пригороде Санкт-Петербурга. Приемочные и сертификационные испытания проведены испытательными центрами ВНИИЖТ, ВНИИЖГ и ВЭлНИИ в 2011 году.

В результате проведенной работы был создан электропоезд, который показал положительные и стабильные результаты при испытаниях, получил высокую оценку приемочной комиссии. Фактически ЭТ4А стал первым электропоездом с асинхронными двигателями, полностью отечественной разработки, который был принят для серийного внедрения на сети дорог.

В эксплуатацию электропоезд ЭТ4А-001 был запущен 9 июня 2012 года в ускоренном графике движения на маршруте Санкт-Петербург – Луга.

1651453

Число мест для пассажиров в головном вагоне – 60, прицепном и моторном – 108. В каждом головном вагоне предусмотрены также по 2 места для инвалидов в колясках и туалет, который соответствует установленным требованиям для использования инвалидами. Салоны для пассажиров оборудованы полумягкими диванами со схемой размещения 3+3.

Освещение салонов осуществляется потолочными светодиодными светильниками белого цвета, образующими две световые линии.

Система отопления состоит из печей с трубчатыми нагревательными элементами, расположенных вдоль боковых стен салона, и электрокалориферов, расположенных в вентиляционном канале. Печи и электрокалорифер питаются от сети напряжением 3000 В.

В вагонах установлены кондиционеры производства НПП Дальняя связь, компрессор, конденсатор и теплообменный аппарат на опытном электропоезде ЭТ4А-001 были установлены на крышах вагонов над тамбурами. Воздухоохладитель кондиционера расположен в чердачном помещении в воздушном вентиляционном канале.

Автоматическая система поддержания микроклимата в салонах обеспечивает заданную температуру в салонах с точностью ±2⁰C. Производительность вентиляционной системы обеспечивает подачу воздуха в салоны в летнем режиме в объеме 3250 м3/ч, в переходном режиме – 1620 м3/ч, в зимнем режиме – 1296 м3/ч. Предусмотрена подача воздуха в тамбуры. Вентиляционная система пассажирских салонов оборудована фильтрами, обеспечивающими степень очистки воздуха не менее 0,95.

Оборудование модуля туалета обеспечивает заправку бака водой через горловины с обеих сторон кузова с контролем полноты заправки через переливную трубу, раздачу воды потребителям (умывальник, унитаз) и слив воды из системы, работу систем отопления и вентиляции туалетной комнаты и сливного бака, работу сливной магистрали (слив отходов из унитаза в сливной бак). Модуль оборудован гидропневмосистемами, а также светосигнальными приборами и специальными поручнями для инвалидов.

Салоны вагонов оборудованы окнами открывающегося и неоткрывающегося типа со стеклопакетами. Открывающиеся окна при работающих системах кондиционирования запираются на замки, препятствующие открытию их вручную. В каждом вагоне с двух сторон предусмотрены окна для аварийного выхода пассажиров.

3

Вагоны оборудованы прислонно-сдвижными дверями для входа и выхода пассажиров на высоких и низких платформах. Управление закрытием и открытием прислонно-сдвижных дверей может осуществляться как из кабины машиниста, так и от индивидуальной кнопки на внешней стороне двери и в служебном тамбуре. Привод дверей – пневматический с контролем зажатия пассажиров, для аварийных ситуаций возможно открытие дверей вручную. На дверях головного вагона предусмотрена индивидуальная кнопка вызова персонала для помощи инвалидам при посадке, имеются подъемные устройства для посадки/высадки инвалидов на низкие платформы.

Тамбуры в вагонах электропоезда ЭТ4А стали просторнее. По аналогии с электропоездами производства ДМЗ ширина входных дверей увеличена до 1250 мм. Впервые на вагонах Торжокского вагоностроительного завода применены герметичные межвагонные переходы производства ОКБ Арсенал с плоской переходной площадкой в одном уровне с полом вагонов.

Система внутренней связи обеспечивает оповещение пассажиров через громкоговорители системы трансляции без возможности местного отключения и экстренную связь пассажиров с машинистом.

источник