Поезда – новая рубрика, в которой будут публиковаться различные материалы о подвижном составе Российской железной дороги. Первый выпуск посвящен старым, “первым” типам электропоездов!
Электропоезд “СВ”
Электропоезд СВ эксплуатировался на участке Москва – Мытищи в период с 1929 по 1932 года. Буква “С” в названии означала тип Северной дороги, буква “В” — электрооборудования фирмы «Виккерс».
Электропоезд “СД”
С 1932 по 1941 на железных дорогах стали эксплуатировать электропоезда серии Сд. Серия Сд обозначала тип Северной дороги с электрооборудованием завода “Динамо” имени С. М. Кирова.
Электропоезд “М”
Электоропез серии “М” эксплуатировался на участке Эстонской железной дороги Таллинн (Ревель) — Пяскюла, длиной 11,2 км. Из-за незначительных средств, дорога не смогла приобрести новый подвижной состав и была вынуждена переделать под моторные вагоны, работавшие четырехосные 18-метровые вагоны 3-го класса. С обоих концов вагона к основной раме были пристроены кабины управления и вагон удлинился до 20 м. Тележки вместе с тяговыми двигателями и основное электрическое оборудование были заказаны в Германии фирме “Сименс-Шуккерт”.
Электропоезд “ЭМ165”, “ЭМ167”
В 1946—1947 гг. на некоторых пригородных участках ввели в эксплуатацию моторные вагоны ЭМ165 и ЭМ167. Они были построены в Германии в 1927—1930 гг. для пригородных линий Берлина. Переоборудование секций на колею 1524 мм и необходимые изменения их конструкции выполнили на Перовском вагоноремонтном заводе, куда электровагоны доставили на платформах.
Электропоезд “СМ”
В конце 1946 г. специалисты завода «Динамо» разработали электороезд серии СМ (Северная Модернизированная). В первую очередь эти поезда предназначались для пригородного участка Москва — Домодедово Московско-Донбасской железной дороги.
Электропоезд “СР”
Поезда этой серии выпускались на Рижским вагоностроительном заводе в начале 1947 г. Аббревиатура СР означает тип Северной дороги, постройки Рижского завода.
Электропоезд “СМ3”, “СР3”
С октября 1952 г. начали строить секции серии Ср3, рассчитанные только на работу при напряжении 3000 В (на это указывает нижний индекс 3 в обозначении). Электропоезда этих серий эксплуатировались на Курском, Рижском и Савеловском направлении Московского железнодорожного узла, а так же на Финляндском направлении Ленинградского железнодорожного узла.
“Электропоезд ЭР1”
В 1957 г. на рижских заводах (РВЗ и РЭЗ) построили пять десятивагонных составов. Им присвоили серию ЭР1, что расшифровывалось так: “электропоезд рижский, первый тип”. Первый электропоезд ЭР1-01 после постройки и заводской наладки испытывался на участке Рига—Кемери Прибалтийской дороги, а затем, как и другие электропоезда опытной партии, поступил для эксплуатации на участок Москва —Клин.