Вагоны метрополитена “Ладога” с асинхронным тяговым приводом собранные на ОЭВРЗ по неведомому стечению обстоятельств получили новую модель – 81-780 – головной, 81-781 – промежуточный, хотя от базового 81-760/761 отличаются лишь элементами интерьера и схемой окраски. Конструктивно модель 81-780/781 является полной копией вагонов модели 81-760/761.
Вопреки расхожему мнению вагоны, вагоны 81-780/781 не уже 81-760/761 – подтверждением этому является тот факт, что кузовом первого головного 81-780 является кузов 81-760, на котором в 2010-м году проводили стендовые испытания на прочность и жесткость на ОАО «Метрвовагонмаш».
Также отличается на вагонах 81-780/781 и дверное полотно в торцах вагона. Также, как и вагоны модели 81-760/761, петербургские аналоги были оснащены бегущими строками, наддверными табло фирмы «Сармат» с указанием текущего положения состава на линии, системы видеонаблюдения и пр.
Стеклопластиковая маска головных вагонов была также, как и московские образцы, оснащена антенной системы передачи видеосигнала с камер наблюдения. Петербургские вагоны отличаются и схемой окраски – кузова имеют многоцветное окрашивание: низ – светло-синий, верх – светло-серый, маска головного вагона с черным сектором и белая узкая полоса вдоль всего кузова на уровне середины боковины.
Интерьер вагонов 81-780/781 выполнен с использованием металлических панелей с порошковым покрытием (на 81-760/761 композитные панели), щековины сидений оформлены посредством листов калёного стекла, а освещение салона осуществленно с помощью светодиодных светильников в световых матовых каналах над сидениями.
Поставка шестивагонного состава из вагонов модели 81-780/781 была осуществлена в феврале 2012-го года. Сперва вагоны находились в ТЧ-6 «Выборгское», затем, 28 апреля 2012 года, состав отправили в ТЧ-5 «Невское», где в тот момент налаживался и проходил испытания состав конкурирующего производителя – вагоны 81-556/557/558 проекта «НеВа».
После обкаток состава на парковых путях депо начались ночные обкатки новых вагонов с проведением испытаний на совместимость э/оборудования вагонов с системами ГУП «Петербургский метрополитен», тягово-энергетических испытаний, шумовых и пр. Во время ночных испытаний в перегонных тоннелях между станциями «Пионерская» – «Черная Речка», где имеется самый большой уклон профиля пути среди метрополитенов СНГ (60 тысячных), было выявлено ряд недостатков новых вагонов в части удержания порожнего состава на стояночных тормозах и подъем вверх по уклону. Помимо этого нарекания были вызваны нестандартным размещением скобы срывного клапана, невозможностью увязывания системы управления поезда с действующими на метрополитена Санкт-Петербурга системами безопасности и автоматического ведения.
9 июля 2012 года шестивагонный состав из вагонов модели 81-780/781, получивший название «Ладога», был отправлен на завод-изготовитель в соответствиями условия проведения конкурса на поставку.
23 августа 2012 года был объявлен победитель конкурса, которым стало ООО «Вагонмаш» с вагонами модели 81-556/557/558 проекта «НеВа». Были попытки передачи состава 81-780/781 на опытную эксплуатацию в метрополитени Казани и Минска, однако по состоянию на май 2012 года шестивагонный состав «Ладога» по-прежнему находится на ОАО «ОЭВРЗ».