Интервью с Ксенией Kokel

| 06.11.2023

Граффити имеет сильную визуальную составляющую. Райтеры часто не проговаривают вслух идеи, на которые опираются, создавая работы или принимая решения участвовать в каких-либо мероприятиях (фестивалях, выставках, турах). Идеи в граффити – это движущая сила. И о них мы поговорили с граффити-художницей Ксенией Kokel. Она родом из Чебоксар, сейчас живёт в Зеленограде. Ксения рисует граффити с 2010, а портреты на стенах с 2018 года. 

Расскажи о трёх работах, изменивших твоё представление о граффити? Что ты поняла благодаря им?

Первую работу, которая меня поразила, я увидела в граффити-журнале, который был выпущен в начале 2000-х годов, а сам журнал обнаружила я только в 2010 году. Эти работы принадлежали Maclaim, известной немецкой команде уличных художников. В моих глазах это было нечто удивительное, самое крутое, что мне когда-либо приходилось видеть. В считанные минуты эта работа заставила меня задуматься о рисовании на улице.

Вторая работа, которую я увидела, была создана Дмитрием Чапаем и представлена на фестивале Arton bbq в Санкт-Петербурге в 2015 году. Эта работа сыграла ключевую роль в моём понимании моих собственных желаний участвовать в фестивалях. Она вызвала во мне много эмоций и заставила задуматься о серьезном и преданным отношении к уличному искусству.

Третья работа – это пишасао (от бразильского слова «pixação») – бразильское направление в бомбинге. Они внушили мне ассоциации с древними рунами и тем, что их шрифты отличаются от латиницы и кириллицы. Оказалось, что способ их нанесения не ограничивается обычными телескопическими валиками, а использует живые пирамиды, элементы урбан-клаймбинга, самодельные малярные люльки (Рекомендуем не повторять, это опасно для жизни. Примечание редакции). 
   По моему мнению, стиль пишасао прекрасно вписывается в серые стены урбанистического ландшафта. Это искусство способно и вдохновлять, и объединять сообщество. Так меня вдохновило их творчество, что я даже начала собирать древние чувашские руны, чтобы написать свое имя в подобном стиле.

Три фразы, которые выражают что-то существенное о граффити-культуре?

«Победителями становятся не те, кто никогда не терпит поражений, а те, кто никогда не сдается!»
«Граффити осталось великолепно нетронутым прогрессом».
«Бывают граффити очень трогательные, милые или смешные. Казалось бы, просто надпись на стене – а ты вспоминаешь потом полдня и улыбаешься».

Расскажи о трёх событиях, в которых ты участвовала, которые поменяли твоё представление о граффити, задали уровень развития?

 1. Первая поездка в Берлин в 2019 году. Там я увидела, как масштабно развивается граффити. Огромное количество муралов и сумасшедшего бомбинга по всему городу. Искусство на каждом шагу. У меня тогда не было знакомых, и мы пошли рисовать на легальную стену в Мауэр парк, там я была приятно удивлена большим количеством рисующих девушек. Когда я рисовала на стене, рядом со мной рисовали еще 10 девушек и 4 парня. То есть можно просто прийти на легальную стену и сразу со всеми познакомиться, и у тебя уже есть джем с музыкой, все делятся краской и хорошим настроением. Я познакомилась с девушками, и после рисования они сказали, что у меня хорошо получается, и они даже хотели отдать мне все свои банки, но я отказалась, потому что пришла сливать свои остатки. Из минусов легальной стены то, что из-за ежедневного бесконечного рисования она толстая и рельефная и если отваливается кусок старой краски, то это очень толстый кусок. После этой поездки я поняла, что тоже хочу быть в хорошем смысле «сумасшедшим художником» и рисовать, рисовать, рисовать! 

2. Наибольшее влияние на меня оказала поездка в Австрию в 2021 году. Меня пригласили принять участие в крупнейшем в Европе граффити-фестивале Together Jam, где было более 400 лучших граффити-райтеров со всей Европы. Я увидела работы тех, на кого была подписана в социальных сетях. Я не могла поверить своим глазам. А количество рисующих людей меня просто поразило.  Меня удивил подход к рисованию, что многие были заморочены не только над шрифтом, но и к фону относились очень серьезно. На покрасе я решила сразу отличится от всех и показать, что я из России, поэтому наряд я выбрала мой любимый спортивный костюм Адидас, чем привлекла еще больше внимания к себе. У меня было всего два дня на роспись, и мне выделили самую проходную стену на улице. Я решила нарисовать свой автопортрет, на котором моя рука держит банку с краской, а на заднем плане контурный поезд и на поезде флоп «Kokel». Если вы не знаете, я предпочитаю рисовать свой автопортрет вместо букв. Каждый день на фестивале был наполнен новыми впечатлениями и вдохновением.

3. Далее мы отправились в город Линз в галерею Mural Harbor, нас поселили в апартаменты для художников при галерее. Там из речного порта сделали уличную галерею и коллекционируют работы уличных художников. Я в живую увидела работы Aryz, 1UP, Lush и многих других.  Одно из самых удивительных впечатлений, которое я получила в галерее, – это то, как граффити объединяет людей. Все приезжают с одной целью – превратить стены в арт-объекты. Мы рисовали каждый день.  Поездка произвела на меня большое впечатление, а рисование на улице заставило меня влюбиться в нее еще больше.

Ксения Kokel  в ВК: https://vk.com/kskokel
Автор: Александр Ющенко