Интервью с Nootk

| 25.04.2023

Коллеги из VLADEY побывали в мастерской у московского уличного художника Владимира Nootk и задали несколько вопросов о граффити, стрит-арте, и прочем.

Расскажешь про мастерскую?

Я работаю здесь уже 2 года. До этого снимал мастерскую с ребятами в «Доме номер шесть» на Новослободской. За год работы там мы переехали два раза. Сначала нас переселили, а потом просто выгнали — сменился владелец здания, которому не интересны все эти художественные мастерские. Тогда я нашел помещение рядом с домом и снимаю его один без компании. Площадь мастерской всего 20 метров, но мне очень нравится мое огромное окно. Я люблю работать при естественном освещении, поэтому чаще всего что-то делаю ближе к окну.

Как ты пришел в стрит-арт?

Когда я начинал рисовать на улице, еще не существовало самого понятия стрит-арт. Было просто граффити и, мне кажется, что им занимались в основном молодые ребята. Первое граффити я нарисовал в 1998-году году. Я видел, что люди пишут слова, думал, что это какие-то английские фразы — не знал, что это имена (тэги). Я тоже писал какие-то английские слова, в которых мне нравилось сочетание букв, создавал разные шрифты. Позже я узнал, что граффитчики так себе придумывали имена, поэтому многие из них ничего не значат.

Когда появились твои фирменные персонажи? 

Мне кажется, что персонажи у меня были всегда. Я рисовал их в учебниках, в подъезде, в тетрадках — да просто везде. Просто в какой-то момент, узнав, что такое граффити, я занялся шрифтами, но потом снова вернулся к персонажам. Я рисую их с детства. Если посмотреть на работы, мне кажется, можно понять, что их автор когда-то проникся комиксами. На самом деле, раньше информации было очень мало. Какой-то комикс целиком я увидел, наверное, уже в нулевые, когда их начали выпускать в России. До этого момента я сам рисовал себе комиксы в тетради. Поэтому и персонажи, которых я создаю сейчас, такие же глазастые, носатые, как и в моих комиксах.

Как появился твой ник?

Мне просто хотелось какое-то английское слово с двумя «о» посередине, чтобы визуально напоминало глаза. Но я почему-то не взял какое-то реально английское слово, а использовал русское междометие «Нутк» которое пишу как кириллицей так и латиницей. И мне нравится, что на первый взгляд незаметно, что это конкретное слово.

Ты как-то разделяешь концептуально то, что делаешь на холстах и на улице?

Я начал снова активно работать на улице в пандемию. Мне захотелось быстрого результата, а он невозможен с холстами, но вполне реален с граффити. Скетч занимает час — и час сам рисунок. За два часа ты получаешь эмоции. 

Вообще, было бы прекрасно, если бы можно было сразу на холстах делать граффити за 2 часа. Но это мне кажется неправильным. Я бы сказал, что холсты, хоть и далеки от граффити, но при этом близки к стрит-арт практике мурализма. По-хорошему, мурал — это большой холст. Не обязательно брать стену — все холсты могли бы оказаться муралами, но никак не граффити. У граффити есть свои правила — это всегда быстрый рисунок.

Расскажи, пожалуйста, о правилах граффити. 

Например, я могу чье-то имя на заборе перекрыть быстрым рисунком в два цвета, и у нас с этим автором не будет конфликта. А уже мой рисунок в два цвета может перекрыть другой граффитчик более сложным куском, где есть четыре цвета, фон и более сложный подход. Если он, допустим, там не сделал фон, и следом пришел третий или четвертый граффитчик, который сделал всю стенку — это тоже нормально. Смешно, но это так. Кто вообще сейчас знает об этих правилах? Вот недавно я сделал стенку, потом ехал в поезде и увидел, что на ней уже что-то написано. Я даже не понял, что. 

Самое долгое, сколько просуществовала твоя граффити-работа?

Вообще есть рисунки. Они находятся в ангаре, я туда пролезаю незаметно и рисую. И вот уже, наверное, 5 лет прошло. Но их никто не видит. А вообще, мне кажется, в публичном пространстве — максимум 3-4 месяца.

Холст или стена? 

Я за то, чтобы холстов вообще не было, только стенки.

Почему работаешь с холстами?

Потому что мазохист. Есть какие-то рисунки, которые хочется рассматривать подольше. Граффити ведь живет недолго. Я сравнил холсты с муралами, но их, на самом деле, не так уж много. У меня как у российского художника нет возможности делать эти стенки часто, а вот какие-то иллюстрации и эскизы есть.

У тебя есть какие-то интересные истории, связанные с рисунками на улице?

Была очень интересная история в позапрошлом году. Я сделал рисунок ночью и мне казалось, что он очень идет этой стенке. Я только сфотографировал его и сразу же увидел, как к этой стенке идут рабочие и начинают закрашивать ее. Она провисела одно мгновение — успел только сфотографировать. Это из наболевшего. Еще недавно я фотографировал свой рисунок. Какой-то мужчина шел мимо и, видимо, подумал, что я его снимаю. Он начал кидаться в меня камнями. Я сидел на каком-то пригорочке и просто увидел, что в меня летит камень.

Влияет ли ландшафт на твои уличные работы?

Почти всегда. Когда меня зовут куда-то рисовать, я прошу показать фотографии места. Многое, например, зависит от цвета стены. Мне нравится работать с контекстом. Цвету и сюжетам я стараются соответствовать.

Что для тебя стрит-арт?

У меня проблемы с этим понятием. Стрит-артист, мне кажется, это человек, который системно ночью ходит и делает не граффити, но что-то около — трафареты, инсталляции. Получается, я либо муралист, либо граффитчик.

Что для тебя граффити?

Это прекрасное времяпрепровождение и быстрый результат. Для художника, который делает долгие проекты — это отдушина. Я рисую там, где точно это никому не помешает, и мне нравится проходить мимо своих рисунков. Это про инициативу.