Интервью с Can2

 Александр Ющенко связался с именитым немецким райтером Can2 и задал несколько вопросов! Can2 (Fedor Wildhardt) немецкий райтер с более чем 30-ти летним стажем рисования граффити из города Майнц расскажет в интервью о причинах зарождения граффити, о базовых графических образовательных дисциплинах, об экспериментальном граффити и о граффити в контексте современного рынка искусства.

Can2, почему появилось граффити, каковы были причины его возникновения?
— Думаю, причина попыток рисования граффити глубокими корнями уходит в человеческое сознание. Самые ранние изображения, были созданы или нарисованы более сорока тысяч лет назад в пещерах на территории Европы. Потому что каждому человеку хотелось и хочется оставить что-то последующим поколениям, знак или символ существования. И рисование граффити сегодня для меня то же самое. И причиной, по которой граффити распространилось из Филадельфии в Нью-Йорк, а затем по всему миру, является очень простая идея: возьми маркер или баллон и напиши свое имя, чтобы показать, что ты живой.

Почему граффити по-прежнему актуально среди молодежи?
— JEPSY однажды написал на поезде: «ТЫ НЕ СМОЖЕШЬ ЗАБАФФИТЬ ИДЕЮ… ПОТОМУ ЧТО ОНА СЛИШКОМ СИЛЬНА ДЛЯ ТЕБЯ». И эта идея очень крепка в сознании молодежи. Граффити это: опасность, цвета, радость, удовольствие, эксперимент, творчество… это и привлекает молодых людей по всему миру.

О базовых дисциплинах в граффити

Что для тебя теория и что практика в граффити? В каком соотношении они должны быть для профессионального роста райтера?
— Теория это эскизы на бумаге. Практика – кусок на стене. Прежде чем сделать свою первую работу в 1986-м, я нарисовал множество скетчей в 1984 и 1985-х годах. Не сравнить старое и новое время, но я по-прежнему рад, что я делал множество теоретических кусков, прежде чем начал рисовать на стенах.

Если у райтера есть художественное образование, что приобретают и что теряют его граффити работы?
— Граффити полностью изменилось с момента возникновения и до наших дней. Я рос с определенными правилами. К примеру, каждый персонаж должен был быть твоим собственным, ты был частью хип-хоп сцены, чтобы делать ровные линии, нельзя было использовать клейкую ленту и т.д. Каждый был как минимум би-боем, ди-джейем или читал рэп. Сегодня все кажется дозволенным и доступным. Иногда люди приходят прямиком из художественной школы и начинают использовать аэрозольную краску, как свой инструмент для создания искусства, не имея никакого представления или знаний о граффити сцене, о буквах или райтинге в целом. Это печальная тенденция, но ее не остановить. Раньше в граффити стены и поезда служили райтерам, как средство для распространения их имен и работ, сегодня эта тенденция больше о стрит арте и фотореалистичных персонажах, а также о том, кто круче другого сделает экшн в своем GoPro видео.
Любой желающий может начать рисовать граффити. И не имеет значения, есть ли у него художественное образование или нет. Но минимальное, что эти люди должны сделать — сами узнать, где и когда зародилось граффити, почему оно возникло, и кто был его пионерами и т.д. Этой информации достаточно в интернете. Небольшой урок истории пойдет только на пользу.

Какие графические дисциплины считаешь базовыми в граффити?
— Написание взятого тобой ник нэйма. Хороший тэг или почерк (hand style) является основой хорошего стиля в граффити. Обычно люди с хорошим стилем в граффити имеют хороший почерк, это как логическая закономерность. Хороший росчерк (flow) в почерке автоматически переходит в стиль букв.

Can2, что ты больше всего ценишь в граффити?
— Хороших людей с чувством юмора. Прошло время, когда я хотел сделать совместную работу с тем или другим райтером. Я хочу веселиться и получать отличный заряд настроения, когда рисую, при этом нисколько не жалея, о навыках рисующего рядом со мной человека.

Ты в граффити уже более 30 лет. Если твой путь в граффити разделить на шесть периодов (по пять лет каждый), чему ты учился в каждом из этих периодов?
— На самом деле не могу разделить эти 30 лет на периоды. Это было постоянное обучение год за годом, и оно по-прежнему продолжается. Будь то новый кэп, новая комбинация цветов, новая поза персонажа или новые соединительные элементы между буквами или начертание (flow) и динамика (swing) букв. Это одна из причин, почему я продолжаю заниматься этим. Я по-прежнему учусь каждый день, с каждой новой мною сделанной работой.

О современном граффити

Что думаешь об экспериментальном граффити? Нравиться ли оно тебе? Каковы причины его возникновения?
— Граффити или райтинг это все о буквах. Не о персонажах. Персонаж может дополнить буквы, но никогда не должен быть отдельно. Конечно, персонаж может быть нарисован отдельно, но тогда я назову это стрит артом или искусством, но не граффити. И до тех пор, пока эти поиски будут касаться букв, это будет круто для меня. Главное чтобы это не теряло своей сущности.

Востребованы ли граффити выставки в Западной Европе? Что влияет на качество спроса?
— Рынок (или спрос) граффити выставок растет, и я думаю, что структура рынка искусства в целом меняется. Люди, которые выросли с граффити культурой в 1980-х, сейчас имеют средства и интерес инвестировать в эту форму молодого искусства. Это то, с чем они могут себя отождествлять и наверно некоторые из них когда-то тоже рисовали.

Современное граффити

Какие плюсы и минусы ты в нем видишь?
— В общем это зависит от каждого отдельного куска. Но если утверждать, то скажу следующее:
ПЛЮС: Иногда инновационные и новые идеи.
МИНУС: Часто это уродливо и показывает отсутствие чувства пропорций или баланса или и того и другого … и нехватку творческого подхода. Я знаю, для некоторых райтеров рисовать уродливо это цель. Но для меня это не имеет смысла. Показывать, что что-то должно идти не так в их жизнях. Я предпочитаю красивые вещи, я люблю смотреть на красивый дизайн, архитектуру, ландшафты, а также на красивых девушек и граффити стили.

Один хороший совет от Can2 для читателей блога Petrogaff.ru
— Если решил рисовать нелегально:
Познакомься с историей граффити. – Будь разумен. – Никому не доверяй. – Держи информацию при себе… и самое важное: НИКОГДА не общайся с полицией.
Если решил рисовать легально:
Познакомься с историей граффити. – Делай много скетчей. Изучай стили, которые тебе нравятся. Нет ничего зазорного в копировании хорошего стиля, чтобы практиковаться, когда ты новичок, но не преподноси это как собственное произведение, пытаясь быстро привлечь к себе внимание, потому что люди узнают, кого ты скопировал и это отразится на тебе. – Найди свой стиль и развей его. – Впечатляйся другими, но не копируй полностью. – Будь верен своему стилю и продолжай рисовать не важно, что говорят другие люди, потому что существует очень много ненавистников и завистливых райтеров!
А вообще: помни то, что тебе кажется новым, уже было сделано прежде на поездах в Нью-Йорке!!!
МИР!

Can2 (Fedor Wildhardt) german writer from Mainz is drawing graffiti more than 30 years. In interview he will tell about reasons of Graffiti origin, about basic graphic disciplines, about Experimental Graffiti and about Graffiti in context of modern art market. In interview a lot of times is talked about writing on trains, as the author I add that: Writing on trains is illegal and can be dangerous for life!

Can2, what were the reasons of Graffiti culture origin?
I think the reason of doing Graffiti is deeply rooted in mankind. The earliest expression
of humans were done and painted more than 40.000 years ago in caves across Europe.
So everybody wants to leave something behind for the following generations, a sign or symbol of being alive. And painting graffiti nowadays is nothing else to me.
And the reason why it was spread in the late 1960’s from Philadelphia to New York and then Worldwide is because of this simple idea: Just take a Marker or Spraycan and write your name to show that you are alive.

Why does graffiti still actual among youth?
JEPSY wrote once on a Train: “YOU CAN’T BUFF THE IDEA…BECAUSE IT’S TOO STRONG FOR YOU” And this idea is strong in the minds of the youth. Graffiti is: danger, colors, fun, excitement, creative, ….and all that attracts the youth people worldwide.

In your opinion, what is the theory and what is the practice in graffiti? In what correlation it must be for the professional growth of writer?
If you talk about theory and practice in Graffiti to me theory is the sketch on the paper and practice is the piece on the wall. And of course I sketched a lot on paper in 1984 and 1985 before I did my first real piece in 1986. You cannot compare the old times to the new times, but I’m still happy that I did a lot of theoretical pieces back in the days before I started with pieces on the wall.

Artistic higher education. What can person lose in graffiti, if he has higher artistic education? What person can get in graffiti, if he has no higher artistic education?
Graffiti has totally evolved from it’s beginning to now. I grew up with certain rules like every character has to be your own creation, you have to be part of the Hip Hop Scene, no using of tape was allowed for straight lines, etc… Everybody was at least breakdancing or scratching or trying to Rap. Nowadays everything seems legit and everything is allowed. Sometimes people come straight from Art school and start using Spraycans as their tool for creating Art and have no idea or clue about the Graffiti scene or letters or writing in general. It’s a bit sad in my eyes but it’s a direction that cannot be stopped. The walls and trains used to belong to Graffiti Writers to spread their names with creative Masterpieces, nowadays it’s more about Streetart and Photorealistic Characters and who is doing the craziest actions in their GoPro Videos…
Everybody who is interested can get into Graffiti, no doubt, no matter if he has artistic education or not. But at least those people should educate themself where and when it started, why it started and who were the pioneers etc. It is so easy to access those information’s with the Internet. And a little lesson in History can never be bad.

What graphic disciplines are basic (fundamental) in graffiti?
Writing your given artistic Name. A good Tag or hand style is the fundament to a good Style. Usually people with a good Style also have a good hand style, which is also somehow logical. A good flow in the hand style automatically converts to a good flow in the letter style.

Can2, what characteristics you highly appreciate in graffiti?
Seriously, I appreciate good people. Good people with Humor and the same length wave. Times are over for me when I wanted to write with this Writer or that Writer. I want to have fun and good vibes when I paint, regardless of the skills of the person writing next to me.

You are writing more than 30 years. If divide your graffiti career for 6 equal periods (5 years each). What main things you’ve studied in these periods?
I cannot really divide these 30 years in periods. It was a constantly learning over the years and it still goes on. Either with a new cap that I try out or a new color combination, a new pose to a character or some new connections between the letters or the flow and swing of a letter. That’s one of the reasons why I’m still doing it. I still learn every day with every piece I do.

What do you think about experimental graffiti? Do you like it? What are the reasons of its appearance?
Graffiti or Writing is all about the letters. Not about Characters. Characters can accompany Letters but should never be just alone. Of course a character could stand alone on a wall, but then I call it Street Art or Art and not Graffiti. So as long as it’s about letters all experimenting is cool to me. It should just not lose its essence.

Is there serious demand on graffiti exhibitions in Western Europe? What factors influence on the quality of the demand?
The Market (or the demand) for Graffiti Exhibitions is increasing and I think the Art Market in general is changing. Because a lot people who grew up with Graffiti in the 1980’s are now in positions where they have to power and interest to invest in this young Art form. It’s something they can identify with and maybe they even painted themselves when they were younger.

Modern graffiti. What pluses and minuses do you see in it?
In general it’s really depending on the individual pieces. But if I have to make a statement it would be this:
PLUS: Sometimes innovative and new ideas.
MINUS: A lot of times it’s ugly and it shows no sense of proportions or balance or both…and it misses creativity in general. I know that some writers paint ugly on purpose, but that makes no sense to me. To shows that something must go wrong in their Life. I prefer the beautiful things in Life, I enjoy looking at beautiful Design, Architecture and Landscapes as well as beautiful Girls and Graffiti Styles.

One good advice from Can2 for Petrograff.ru blog’s readers?
If you choose to paint illegal: Learn about the History of Graffiti — Be smart — Don’t trust nobody — Keep information’s to yourself…and most important: NEVER talk to the police.
If you choose to paint legal: Learn about the History of Graffiti — Sketch a lot — Study Styles that you like — There’s no shame to copy a good Style to practice when you are a beginner but don’t claim that it is your own creation just to get quick attention because people will find out who you copied from and it will backfire on you — Find your own Style and develop it — Get influenced by others but don’t copy completely — Be true to your own Style and just keep on painting no matter what other people say because there are too many haters and jealous writers out there!

And in general: Be aware of the fact that everything you think is new has been done before in New York on the trains!!!

PEACE!