Проект «Место» организован в целях развития и поддержки уличного искусства в России. Основной задачей фестивальной программы является переосмысление городской среды и создания новых уличных арт-объектов. Кроме этого фестивальная программа включает в себя и образовательную часть. Для всех желающих мы проводим мастер-классы и лекции от знаковых представителей отечественного стрит-арта, организовываем показы тематических документальных фильмов и проводим экскурсии по уличному искусству.
В 2020 году фестиваль собрал уличных художников и граффити-райтеров со всей России, которые сделали более 30 новых объектов городского искусства.
По замыслу автора работа представляет собой метафоричное высказывание. Перед глазами смотрящего возникает сюрреалистическая модель устройства Нижнего Новгорода. В городе переплетаются образы из разных эпох и контекстов.
В этой истории «мир Нижнего» держится на атлантах-бурлаках и состоит из различных символов. Некоторые легко узнаются: деревянные дома, пароход, Волга. А часть символов неформальные, но понятные наблюдательному горожанину, например синие заборы, бабушка с улицы Большая Покровская и древняя ива с задворок стадиона “Водник”.
Работа Анатолия Akue является второй частью триптиха выполненного на стенах разных городов. Первая часть сделана в Екатеринбурге и отображает дневное время и момент когда персонаж в виде букв появляется у входа в дворец, неся с собой огонь. Во второй части этот огонь уже поглощает персонажа и он становится неотделим от него. В этот момент появляются первые цветы, источником которых является этот акт трансформации. Это работа – символ перемен и преобразования, а её настроение похоже на предзакатное время. Следующая работа из серии художника будет про ночь.
“Мы живём в эпоху технологического прорыва и глобальных перемен. Вместе с этим возникает вопрос, что нас ждет дальше? Какие отношения сложатся у человека и природы в будущем. Останется ли природа прежней, и будем ли мы, сидя у вечернего костра, получать такое же истинное удовольствие.” – Андрей Оленев
“С древних времён человечеством правит страх и грубая сила. Хоть мы и накопили серьёзную базу знаний из тысяч книг, произведений искусства, гениальных открытий, доступных каждому прямо в телефоне. Казалось бы, должна прийти такая осознанность, чтобы не возвращаться в каменный век и начать уже жить в другом мире. Но мы как будто застряли в дверях лифта – войны по-прежнему идут, а люди просто усовершенствовали свои орудия для истребления и пропаганда продолжает сталкивать нас лбами. Вообще это лишь самых верхний из смыслов заложенных в картине. Иван Ягода также вкладывал в эту работу открытый вопрос: Насколько сложно человеку не исполнять отданный ему приказ. И вообще насколько все мы свободны в своих поступках?” – Иван Ягода
Кроме размышлений о мире и о войне, о жизни и смерти, Иван Ягода затронул в работе и личное. Отец художника был лётчиком истребителя МИГ-17. Сам Иван в 15 лет совершил семь прыжков с парашютом. Всё детство, благодаря отцу, автор собирал модельки самолетов. Отсюда у художника и появилась любовь к рисованию техники.
В своей работе Илья Wince изобразил Нижегородский наличник, окруженный людьми. В данный период времени творческие поиски автора направлены на тему быта, а конкретно образы деревянной архитектуры, деревни.
“В этой работе я попытался передать свои ощущения от резного ручного творчества, для меня это связано с тёплом и домашнем очагом. Выбрал Нижегородской наличник, слева мой стилизованный автопортрет, который тянет руки в тёплые лучи. В процессе создания работы я решил назвать работу “Святки”. Именно так интерпретировала мою работу пожилая пара, которую я встретил у объекта. Святки у славян считались опасным периодом, который принадлежит потусторонним силам, — это один из основных мотивов общеславянской святочной мифологии. По поверьям, Бог, радуясь рождению Сына, выпускает с «того света» души умерших и всех чертей на волю. К категории «святочных» духов на Русском Севере причислялись шуликуны, куляши, святке. Они начинали ходить на второй день Рождества, а в день Крещения после вечерни исчезали.” – Илья Wince
Этот объект расположен позади главного Ярмарочного дома, его темой стала жизнь Нижегородской Ярмарки 19 века. На фасаде дома по Портовому переулку разместилось изображение, представляющее собой собирательный образ восточной женщины. Торговка окружена предметами той эпохи, элементы европейской и восточной архитектуры того времени, которая не сохранилась до наших дней. Вода и лодка снизу работы – это отсылка к сильным разливам нижегородских рек, когда территория Нижегородской ярмарки превращалась в настоящую Венецию.
“При изучении исторических справок и фотографий меня поразило то, что ярмарка была мирового масштаба. Товары везли купцы со всего света: армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкенты. Много было и европейских купцов. Здесь были Армянская и Персидская улицы, китайские торговые ряды, сделанные в азиатском стиле, а рядом со Спасо-Преображенским собором, который сохранился до сих пор, стояли Армяно-Григорианская церковь, мечеть и синагога” – Кирилл Ведерников
“В своей новой работе я размышлял про хрупкость. Мои первые мысли были про деревянные дома Нижнего Новгорода, которые разрушаются и исчезают с лица города. Поэтому на дверях пустого старинного заброшенного дома я изобразил хрустальную вазу. Другая параллель в работе, это недолговечная жизнь уличного искусства, которым я занимаюсь. Оно видоизменяется со временем из-за погодных условий, его портят, закрашивают, сносят вместе с постройками. Но самое сложное – это думать в широком смысле про хрупкость своей привычной жизни. Давайте ценить момент и беречь красоту пока “хрустальная ваза” не соскочила с края стола и не превратилась в осколки.” – Никита Nomerz
Спустя месяц после создания работы её испортили. Поверх работы появилась надпись “Я этого не понимаю”. Никита Nomerz вернулся к стене, чтобы обновить работу, теперь в новой версии ваза треснула и рассыпается на осколки.
Кредитная карта, на работе Ильи Мозги, представляет собой символ общества потребления. На сегодняшний день, ежемесячные выплаты по кредиту – одно из самых распространенных обязательств человека. Всего в России 39,5 млн человек имеют кредиты, то есть 54% занятых людей в экономике. Займ в банке, позволяет удовлетворить мечты потребителя, приобрести по щелчку пальца новый автомобиль, или путевку на двоих в Монако. Жизнь может показаться счастливой, но это счастливая жизнь взаймы. За всё приходится платить, за каждый пробитый чек. Образ огромной карты в виде стены, невольно, наталкивает на мысль, что кредитка может стать меккой потребителя, к которой будут приходить толпы, с целью прикоснуться к золоту. Размер кредитной карты, в работе автора, специально преувеличен, как и возможности, которые она скрывает.
Нижегородский дуэт “Impulses” (Глеб Ковалько и Таня Хлебникова) в рамках фестиваля “Место” создали масштабную инсталляцию «пружинку-слинки»- игрушку, созданную в 1943 году Ричардом Джеймсом. Название “Cлинки” появилось от ассоциаций со словами “гладкий” и “изящный” (“sleek and graceful”). В России игрушка стала известна в 1990-е годы не только круглыми формами, но и в форме сердечек, звёздочек и бабочек, окрашенным в цвета радуги. Отсюда в России стало популярно другое название игрушки — “Радуга”. Наиболее распространенной осталась круглая форма, это обусловлено тем, что пружина другой формы не умеет “шагать” ровно по лестнице, поэтому с ней не так интересно играть. Масштабная пружинка команды “Impulses” теперь “шагает” по крыше теплопункта на Мещерском бульваре.
Объект Ивана Найнти расположен рядом с нижегородским заводом “Сокол”, вокруг которого в советское время формировался Московский район. Именно тут работал летчиком испытателем и шеф-пилотом знаменитый Валерий Чкалов. Он был командиром экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Работа Ивана – это собирательный образ на тему авиастроения и посвящена Героям небес, именно так и назвал свою работу художник. Работая с архивами Иван создал композицию в своей авторской стилистике. В коллажной манере он совместил найденные фотоматериалы советских газет, образ просторных полей, фактурные облака и чертеж самолета Ла-11, производство которого было на местном заводе.
На выбор цветовой гаммы повлияла цианотипия – бессеребряный фотографический процесс, дающий при печати изображение голубого оттенка. Технология широко использовалась в 19-ом веке для изготовления светокопий чертежей и документов. Работая с фотоколлажами и вдохновившись этой техникой, Иван Найнти для многих своих работ выбрал палитру именно голубых оттенков, которые стали своеобразной “визитной карточкой” автора.
Работа о периоде из жизни художника, в котором он был на расстоянии со своей девушкой, сейчас – женой. На протяжении трёх лет они жили в разных городах. Blot метафорично рассказывает о постоянном стремлении передать свои чувства в письмах, желании как будто прикоснуться к любимому человеку словами и дефиците тактильного общения. Важным элементом работы стал функционирующий почтовый ящик – элемент, который всё реже можно встретить в городском пространстве. Таким образом, объект на стене и рисунок стали единым целым.
Фестивальная работа московской художницы Антонии Лев, была сделана специально для детского сада. Антония Лев рассказывает историю про мальчика Маугли и описывает его путь становления личности. Человек впитывает в себя влияние семьи, примеряет качества разных окружающих его зверей, но затем находит свой собственный путь, распознав свою природу. На работе Антонии изображены стая волков, Багира, Каа, бандерлоги, Шерхан, Балу и индийская девушка, как завершающая фигура, которая знаменует окончание приключений и взросление.
Уличная работа “New world order ver. 1.0” в рамках фестиваля «Место» под Метромостом продолжает серию “Isolation row” художников Максима Трулова и Ксюши Ласточки.
“Сегодня все на своих местах, но наш новый утопический мир по прежнему наполнен одинокими трейлерами. Перед вами альтернативный мир где надпись “the times are a-changin’” виднеется с холмов. Так что перед нами? Сон во время изоляции нового мира или кадр еще несуществующей киноленты?”- Максим Трулов и Ксюша Ласточка
“Существует понятие личности, превращающееся в миф в мире клонов и симулякров. Я задаюсь вопросами, важнейшими для любого – что есть я здесь и сейчас, что определяет меня и мою исключительность.
Любого человека делают его дела. И в случае с данным произведением я обратился к своим старым работам как неотъемлемой части себя. Я использовал их массив в качестве выборки обучения нейросетевого сервиса для обработки своего автопортрета. Полученный результат является продуктом синтетической генерации и по своей сути данный образ создан машиной. То есть я одновременно и автор (машинное обучение произошло на моих работах) и не автор (результат- продукт деятельности ИИ).
Я же в свою очередь досконально нарисовал изображение на стене, не позволяя себе импровизаций.
Данный художественный акт нацелен на обращение к зрителю с волнующим меня вопросом – где начинается воля во времена, когда каждый наш выбор все больше и больше зависит от предопределения нашей личной реальности машинными алгоритмами? Что делает меня собой и действительно ли мой выбор принадлежит мне?” – Никита Ходак
“В строительстве мостов есть традиция украшать подходы скульптурами животных, людей или мифологических существ. Я также решил дополнить мост, правда существами из собственного бестиария. По моей задумке Глифантроп («глиф» – элемент письма, «антроп» – человек) это получеловек-полуслово. Он не обладает даром речи, его задача транслировать какое-либо послание посредством своей формы. Изображенные на опорах моста Глифантропы провозглашают солидарность и поддержку. Мною были взяты именно эти понятия, потому что конструкция мостов сочетает в себе две основные функции: соединение разрозненных точек пространства (пролётное строение) и поддержку этой связи (опоры). Конструктивные свойства мостов легко спроецировать на плоскость социума, именно поэтому они всегда являлись распространенным во множестве культур символом объединения, преодоления и перемен. По моему мнению, общество развивается если люди объединяются и помогают друг другу.” – Роман Kreemos
В 2017 году Иван Серый, в соавторстве с Татьяной Константиновой, начал серию работ “Маленькие миры”. Проект заключается в создании компактных городских инсталляций, которые имитируют небольшие комнаты с тематическими персонажами. Объекты размещаются в разнообразные отверстия и пробоины зданий. В 2018 году в рамках фестиваля “Место” был создан объект “Дом на дереве”. Работа была посвящена мечтам и силе детского воображения, а главным героем стал маленький мальчик. Спустя несколько месяцев работа была сломана вандалами. Но в этом году на руинах этого объекта появилось продолжение сюжета. В свой домик на дереве вернулся повзрослевший герой, который вспоминает о своей юности.
“Это история о ностальгии. О том, как порой приятно и важно после долгого путешествия вернуться туда, где ты становился и вырос и ощутить всю значимость тех времён.” – Иван Серый
“Выходит так, что человек прошлого был натуралистом, тогда он хотел докопаться до истины – природной истины, изучал ее, собирал научные труды, путешествовал, работал с наблюдением природы. Люди прошлого, создавали материал-инструмент, которым они делились в своих книжных трудах и диссертациях. Сегодня современный человек ставит своей квинтэссенцией любопытство через цифровые технологии заменяя реальные – настоящие природные инстинкты искусственным информационным полем этого живого Мира. Всё ли мы изучили в этом мире, чтобы выходить из реальности?” – Рустам Qbic
В рамках параллельной программы фестиваля нижегородский дуэт “Impulses” открыли двери в свою студию. Каждый желающий мог понаблюдать за процессом создания работ с помощью специальной маятниковой системы. Одна из этих работ, созданная заранее в мастерской, переместилась в городское пространство.
Работа выполнена в узнаваемой манере Дамира Бозика и отсылает к пуантилизму – стилистическому направлению в живописи, возникшему во Франции в середине 1880-ых годов. В его основе лежит способ письма раздельными мазками точечной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта. Фестивальная работа стала фантазией автора о вечере на берегу Волги несколько сотен лет назад. Рисуя этот полнолунный пейзаж Дамир Бозик много экспериментировал и смешивал различные техники рисования. Сначала сделал фон валиками, потом рисовал ладонями, а доделал всё спрей-краской и пальцами. По мнению автора, через этот рисунок, нарисованный на Волжской набережной, наши предки передают привет, аккомпанируя себе на древних инструментах.
“Этот рисунок – полностью импровизационный. Появился он на одном дыхании, за сутки по времени на объекте окруженном высотками спального района. Я люблю рисовать оленей, а тут к тому же именно он является одним из главных символов Нижнего Новгорода. Поэтому он и появился на одной из сторон этой будки. А с другой стороны – сама по себе “построилась” уютная русская баня, которая для меня означает одно – очищение на всех уровнях. Я на своём опыте знаю, как жителям больших городов не хватает природы со свежим воздухом и тысячей звёзд над головами.” – Дамир Бозик
Александр Стэн с 2012 года делает серию с изображением стилизованных панд. Началось это в Сербии, а позже распространилось по разным городам и странам. Больше всего мультяшных панд можно встретить на улицах Нижнего Новгорода, вписанных в разные городские объекты. Панды всегда узнаваемы и отрисованы простыми формами. Поэтому сам автор сравнивает их рисование с граффити-бомбингом – быстрым нелегальным рисунком в понравившемся месте. Просто вместо обычных для бомбинга названий команд или имени райтеров, Стэн наносил изображение панд. Когда то на своё 33-летие, Александр Стэн нарисовал 33 панды, на одном из Холл-оф-фэймов города. В этом году Александру исполнилось 40 лет, поэтому он символично решил завершить серию большой стеной с 40 пандами. Как говорит автор: “История уличных панд на фестивальной стене заканчивается. Нарисовано их больше сотни в несколько странах мира и десятках городов. Наверное они ещё будут появляться в каких то моих поделках, значках и на футболках, но с улицами – точно всё.
Каждый год в рамках фестиваля “Место” один из объектов предназначается под классический граффити-продакшн. В этом году масштабная работа появилась на подпорной стене в сквере у Мещерского озера. В переплетение шрифтовых композиций с написанием названий команд и никнеймов участников, райтеры вписали образы хип-хоп культуры и андеграунда, где и зародилось граффити. В росписи стены приняли участие 12 авторов, из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.
Сибирская художница Марина Ягода в 2020 году впервые посетила Нижний Новгород и в рамках фестиваля создала работу “Сон в летнюю ночь”. Стиль художницы легко узнается, яркие, нежные и мечтательные образы стали визитной карточкой Марины. Нарисованный женский портрет окружен цветами и растениями и гармонично закомпанован с деревом расположенным вблизи с объектом.
“Я рассказываю о том, какие короткие и волшебные ночи летом. О прогулках под луной, о мечтах и юности. Надеюсь, что зрители поймают лиричный настрой этой работы и вспомнят свои самые волшебные летние ночи.” – Марина Ягода
“Человек, зачастую, заключает себя в цикл, сам того не ведая. «Зона комфорта» и «день сурка» – все это имеет место быть в жизни каждого из нас. В таких состояниях мы смотрим только прямо и видим только то, что нам удобно и привычно. Образно говоря, у человека как будто «шторы на глазах». Эта работа как раз о таких состояния и выходах из него. Иногда нужно всего навсего поднять взгляд. Когда идете на работу, в университет или школу, когда стоите в очереди в супермаркете, когда едете в автобусе – попробуйте оглядеться по сторонам. Иногда, чтобы открыть для себя новый мир, нужно просто посмотреть в окно.” – Антон Табатчиков
Коллаж, как выразительная форма даёт возможность в границах плаката столкнуть и высветить сквозь друг друга визуальные образы прошлого места, для которых предназначены работы Елены Лисицы. Сама художница сравнивает свои постеры с с калейдоскопом из теней и очертаний.
Александр Dyoma и Василий Lst впервые работали совместно и в рамках фестиваля создали диптих “Прятки”. Он появился на двух соседних фасадах расположенных вблизи с детской площадкой и школой. Поэтому за основу работы авторы взяли сюжет с дворовыми играми, а именно прятки. Дети увеличенные до гигантского масштаба прячутся за многоэтажками, а их площадкой для игры становится весь город.
Александр и Василий отрисовывали своих персонажей в авторском стиле на каждом из фасадов. Таким образом на двух объектах можно заметить почерк обоих художников, который гармонично дополняет друг друга.
Томский уличный художник Илья Wince создал черно-белую композицию, взяв привычную для себя тематику – деревянное зодчество. В работе можно узнать наличник с дома расположенного по адресу улица Нижегородская-19, где накануне гулял автор. Интересным элементом работы стал стул. Ранее на пустой стене он только просвечивал через слой краски. Впервые он появился в 2010-ом году, его автором является нижегородец Артем Филатов. Приступая к работе Илья Wince решил вписать стул в центральную часть своей композиции, поэтому обвел его проступающие контуры.