Выставка «Включенное наблюдение»

| 11.03.2021

В начале марта в московской галерее Syntax состоялось открытие персональной выставки Игоря Поносова «Включённое наблюдение».

В художественной практике Игорь Поносов стремится к разнообразию подходов и методов, его уличные работы осмысляют контекст, в котором они расположены – критически или поэтически. В студии он создает графику и коллажи, обращаясь к найденным на улице материалам – рекламным баннерам и фальшфасадам. Художник дополняет их строительной фурнитурой и металлическими каркасами, напоминающими конструкции для крепления рекламы и отсылающими к естественной среде их бытования в городе.

Центральная тема, с которой художник работает в последние годы – выявление границ личного и публичного. Посредством перформативных практик и уличных интервенций Игорь Поносов взаимодействует с городским пространством – становится частью стены, дома, окна или сливается с пейзажем, метафорически выражая поглощение человека урбанизированной средой.

Проект «Включённое наблюдение» характеризует метод Игоря Поносова как исследователя городской среды, где его роль не ограничивается фиксацией явлений, а распространяется на активное участие в формировании альтернативного взгляда на город. Прежде всего, это выражено через апроприацию художником городских объектов, переосмысление «строительной эстетики» Москвы посредством фотографии и телесных практик. Такой подход делает Игоря Поносова «включённым наблюдателем», частью конструируемой им повседневности, фрагменты которой художник и представляет в галерее Syntax.

Выставка включает в себя результаты многолетнего исследования, собранного из серии снимков-наблюдений и изъятых из городской среды артефактов, переработанных в коллажи и объекты. Через столкновение различных материалов – строительной сетки и баннеров, фрагментов рекламных образов и слоганов, автор выявляет парадоксы и контрасты окружающего пространства, выводя их в художественно-поэтическое измерение. Зритель оказывается внутри художественного переживания, включаясь в наблюдение за тем, как меняется город вокруг него.

Игорь Поносов успел побывать городским подпольщиком. И не то, чтобы перестал им быть, просто скорее открыл поэтическое измерение своей деятельности. Решил не следовать заранее продуманной, четкой программе, а отправиться в путешествие по волнам случайности под парусом интуиции. Начиная с середины 2010-х он, по собственному выражению, активно работал с городскими материалами, взаимодействуя с объектами телесно, и осмыслял архитектуру через мимикрию. Художник вырезал фрагменты фальшфасадов и превращал их в картины или использовал в быту — как те же занавески. Словно профессиональный протезист подставлял дому недостающий кусок. По-особому — фрагментарно — упаковывал уличную скульптуру. Сам становился то кирпичной кладкой, то баннером, то каким-то рисунком на стене — сливался с пейзажем. Но не до полного исчезновения в нем. Скорее наоборот: дома становились продолжением художника, его как бы естественным костюмом — крыльями, ногами, хвостом. Демонстративное не «я для города», а «город для меня».

Сергей Гуськов
Художественный критик, журналист