2 августа в Санкт-Петербурге, в Русском музее состоится открытие групповой выставки «Весть». Зрителям будут представлены работы Максима Имы, Владимира Абиха, Кирилла Кто, Сергея Хеато, творческое объединение 10.203, SPP crew и других авторов.
«Весть» – слово древнее, однако вполне применимо к современной жизни, наполненной разного рода сообщениями. Экспозиция рассказывает о проблемах передачи и получения информации, о ее достоверности или обманчивости, и состоит из двенадцати разделов: «Письмо», «Послание как ритуал», «Газета», «Радио», «Телефон», «Телевидение», «Письмена, коды, шифры», «Сплетни, слухи, дезинформация», «Вести из космоса», «Вестники». Сигнал», «Цифровой мир». Авторов интересует не столько технологическая сторона коммуникационных процессов, сколько гуманистическая – «человеческая». В качестве сквозного мотива выступает весть – послание – месседж.
Повествование начинается с классических произведений русского искусства, в которых акцентируются моменты, выходящие за рамки привычных интерпретаций. Так, в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина подчеркнута установка на выразительность речевой коммуникации, обогащенной жестами, мимикой, паузами, интонированием. Она играет роль триггера, позволяющего актуализировать коммуникативные «сюжеты» многих произведений, в том числе и самых современных: сетевое общение сближается с устной, разговорной формой бытования языка.
Произведения второй половины XIX века, связанные с доставкой и чтением частной корреспонденции, представляют приватный, отделенный от публичного пространства «мир вокруг письма». Отсюда тянутся нити к знаменитой народной картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Личное письмо становится символом добрых вестей для всех, кто их ждет в тревожное время.
Русский авангард осмысливал коммуникацию в системе мировых координат. Велимир Хлебников в 1921 году возложил на радио надежды на объединение человечества. «Радио Коминтерна» было запланировано Владимиром Татлиным в верхнем движущемся цилиндре башни «Памятник III Интернационалу». Объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «3G International» является и оммажем этому великому произведению, и критическим высказыванием о пафосе глобальности.
Телефон, воплощенный в живописи, графике и скульптуре, представлен на выставке особенно широко. Телефонная связь в нашей истории имела как драматическую подоплеку («звонок сверху»), так и теплую домашнюю ауру. Изображенный разными авторами, дисковый телефонный аппарат транслирует свои собственные истории. Сегодня в портативном устройстве умещается вся жизнь человека. Новые роли мобильного телефона, привязанность к нему, потребность быть онлайн, концентрация разных «линий судьбы» в одном гаджете, страх остаться без связи – все это темы размышлений художников.
Значительная часть экспозиции отведена разделу, посвященному «вестям из космоса». Иван Говорков и Елена Губанова, группа «Recycle», Алла Урбан, Гриша Брускин и другие выявляют связи между образами космического вещества и их знаками в земном мире, между землей и небом.
С середины 1990-х телевизор становится символом ностальгических воспоминаний о детстве. К этой теме обращаются Константин Сутягин, Саша Браулов, Сергей Хеато, Юлия Маркос. Феномен стремительного устаревания технических устройств также находит свое отражение в искусстве: стрит-артисту Ялте-1970 г. почти археологическим объектом видится ноутбук, а Марьяне Насыбулловой – компьютерная дискета.
Завершают выставку работы молодых художников, существующих в пространстве медиа-арта. Их интересует обмен информацией между человеком и цифровой вселенной, метаморфозы человеческого тела в киберпространстве, процессы навигационного характера.
Выставка предлагает зрителю одновременно с компьютером включить воображение и почувствовать заклинательную силу слова «весть». Ощутить, что в мониторе, кроме современной технологической начинки, есть нечто иное, «спрятанное» – благая Архангельская весть, факел, набат, корабельные сигнальные флажки, ручной набор петровских «Ведомостей», бегущая новостная строка…
Куратор – Александр Боровский
Даты проведения: 2 августа – 2 декабря 2024
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, д. 2 Русский музей. Корпус Бенуа
Обращаем внимание, что часть выставки в залах № 101–105 будет закрыта 16 ноября 2024 г. Часть выставки в залах № 106–109 продолжит работу до 2 декабря 2024 г.