24 апреля 2016 года состоялась уличная однодневная нелегальная выставка «Курок»
Состоялась, несмотря на предмайский субботник, охрану привокзальной территории и неожиданный интерес к событию в интернете
«Курок» — это эксперимент над рамками дозволенного и осознанное размытие границ между улицей и галереей.
Главная идея заключалась в открытом проведении ни с кем не согласованного мероприятия вместе с обязательными атрибутами выставки — публичным анонсом в facebook’e, монтажом, вернисажем, репортажем, хэштегами, финисажем и перформансом-деконструкцией, но без кураторов и институций.
Коридор от вокзала до Винзавода и Артплэя располагает — проходное место для народных масс, от маргиналов и студентов до дворников и чиновников.
Помимо общей исследовательской цели и коллективного желания создать единое гармоничное пространство, каждый автор решал свои собственные художественные задачи.
Абстракт доминировал. Во всём действии легко увидеть протест против обязательной интерпретации и отказ принимать рамки субкультурного граффити, сугубо коммерческих оформлений фасадов или пропагандистского неосоцреализма под хэштегом «стритарт».
О политике не вспоминали. Только вандализм, несогласованный митинг и распитие в общественном месте.
Следует отметить, что к событию приложила свои длинные руки организованная художественная группировка «Новые Уличные» (охг Н.У.)
Событие прошло с оглушительным успехом
За несколько дней до выставки на той же стене создавалась официальная уличная афиша.
«А что, Курок уже начался?» — кропотливую работу художников вопросительным возгласом прервала проходящая мимо девушка.
Официальная афиша мероприятия
За 36 часов Курская стена пережила полный цикл изменений.
В субботу днём настоящие работники ЖКХ начали уничтожение предыдущей экспозиции Курской стены. Идеальное стечение обстоятельств. Чистый лист подготовлен.
Действовали без промедления. Спустя некоторое время трудовые мигранты замечают уничтожение своего труда, смахивают слёзы, документируют и приводят старших с рациями. Те вызывают охрану и полицию. Отступление с небольшими потерями, только вещественными.
Со второго (ночного) захода подготовка стены завершается.
Дневная развеска работ происходит перед самым открытием. Мощнейший монтажный клей, двухсторонний скотч и верёвки с камнями — почти всё установлено. Лишь тяжёлый арт на фанере приходится поставить, что далее изменит его судьбу.
Социальный статус неважен – все гости начинают свой путь с красной ковровой дорожки
Указатели помогали зрителям ориентироваться в пространстве:
Олег Кузнецов предложил зрителю ретроспективу Курской стены (красный период) и окрестностей:
Осколки
Уличная линогравюра (отпечаток на картоне с линолеума, аэрозоли).
Тройной чёрный. Поворотом на 90 градусов классический уличный тэг превращается в абстракцию.
Очевидно, что обе работы передают привет новому-старому дикому-богатому Георгу Базелицу.
Осколки «Роллап» – эксперименты с малярным валиком
Серия совместных работ Осколки и Poslushai с вмешательством thewatt:
Poslushai
Необходимо особо отметить самую богатую работу из подвесных — Poslushai на подрамнике. Зафикисированную на стене с помощью дырок в холсте и верёвок с камнями.
thewatt
Никита Dusto создал две рукотворно-механические работы. В одной технике, но на различных поверхностях — на стене и на холсте без подрамника.
Миша Бурый
Компьютер, Искра 15-16, триптих
Специальные гости выставки «Курок»
Обычная жизнь Курской продолжалась. Под вечер по своему стандартному маршруту шёл расклейщик объявлений. Стихийно промчавшись и не смущаясь, он профессионально закрепил бумажки о жилье, сутках, часах и койко-местах на выставочные экспонаты.
Кульминация, она же развязка, пришлась на 7 вечера.
Баффити-художники раскупорили 32 литра чёрной эмали и занялись приведением территории в порядок. Специальный гость мероприятия Матвей Крылов продемонстрировал широкой публике инновационный сигнальный жилет-сэндвич.
Чёрный цвет поглотил всю стену с настенным артиком.
Уничтожения избежали лишь коллаборационные дощечки (4 из 5, одна украдена со второй попытки) — стене они не принадлежали даже посредством верёвочной привязи.
Наибольшую (и справедливую) ярость вызвала у баффитчиков фигуративная «уличная линогравюра». Также крепко досталось аккуратным работам Никиты Dusto.
Понаблюдать за процессом и реакцией случайных прохожих можно на видеозаписи от Юрия Звукоизвлекателя
Процесс тотальной деконструкции затянулся, до абсолютного конца продержались лишь самые стойкие художники и документаторы.
Уже на следующий день совершенная чёрная стена вновь становится полностью серой — 1 мая и порядок никто не отменял.
Чудом спаслась навигационная табличка-холст — каким-то образом избежав и чёрного, и серого перекрашивания. Сложно даже предположить её эстимейт через несколько лет на международных арт-аукционах.
Список гостей, нежелательных на Пост-Курке:
1. Недочеловек, укравший 15 кг жёлтой краски. Тяжёлое ведро было оставлено на 20 минут во дворе у Винзавода. Вор наблюдал за этим из окна своего джипа, а далее, в отсутствие хозяев ведра, спрятал его в багажник, заботливо прикрыв свитером. Ведро разглядели сквозь стекло, а водитель пропал. Вскрытие и грабёж автомобилей — не наш профиль, поэтому просто лови карательный луч добра, пёс.
2. Недочеловек, укравший дощечку про арт-терапию по Аристотелю. Очень слоистый и добротный (очень) арт, стоявший без присмотра в начале экспозиции. В первый раз кража была остановлена, но под конец повторилась. Есть возможность вернуть и не обременять себя ещё одним грехом, бить не будем.
3. Взрослый подросток в сноубордической куртке. Всех раздражал криками, везде болтался под ногами и портил фотографии. Вспомнили и сошлись во мнении после. Кто привёл — неясно. Не уследили.