Положение дел: стрит-арт в Москве

| 26.06.2017

Василий Grino, Дмитрий Aske, Антония Лев и Слава ПТРК поделились своим мнением об уличном искусстве. Четыре монолога от художников уличной волны – четыре точки зрения на ситуацию.

Василий Grino, 30 лет.
Родился в Минске, вырос в Речице, в 20 лет переехал в Москву. С 13 лет начал рисовать традиционное граффити, но затем увлекся стрит-артом. Бывший участник первой в Беларуси стрит-арт команды AZ crew. Участник многочисленных фестивалей уличного искусства.

О больших надеждах и о том, что есть сейчас

– Буквально 3-4 года назад были большие надежды, что Москва станет всерьез конкурировать в плане стрит-арта с крупными европейскими столицами. Здесь началась бурная активность, проходил крупный фестиваль «Лучший город Земли» (одним из организаторов которого была Сабина Чагина, одна из главных кураторов стрит-арт движения в Москве). Им удалось выбить большое количество фасадов под крутые проекты, на фестиваль приехали настоящие мировые звезды вроде Eduardo Kobra, Interesni Kazki, Nelio, делали свои работы московские артисты – Дмитрий Aske или Алексей Luka.
С 2014-го начали проводить биеннале уличного искусства «Артмосфера», куда приезжала Марта Купер и другие деятели с мировым именем. Муралы на тот момент плодились, как грибы после дождя. В какой-то момент даже не верилось, что это все происходит на самом деле, и ты думал, как круто, что Москва становится таким прогрессивным городом.
Тогда в московской власти был Сергей Капков, человек, который поддерживал эти проекты. Видимо, после того, как он покинул мэрию, подобные вещи стало делать сложнее.
А вскоре ушлые люди смекнули, что эти площади можно использовать под рекламу. На тех же фасадах художники сделали рекламу «Аэрофлота» в «стиле стрит-арт». Появилась волна таких официальных ура-патриотических изображений, которые у меня язык не поворачивается называть стрит-артом. И большинство хороших работ были перекрыты по верху либо рекламой, либо вот этой патриотической продукцией.

Стрит-арт под контролем

– Стрит-арт – это работы, которые находятся на улице, они призваны тебя вырвать из контекста повседневности и носят ярко выраженный урбанистический характер, являются частью города. Естественно, ты не спрашиваешь разрешения о том, должно это быть здесь или нет. Штука в том, что в Москве сейчас работ в городе практически нет. То есть случайный человек, просто гуляя по городу, крайне редко может столкнуться с объектами уличного искусства. Для этого ему нужно куда-то ехать специально.
Есть любопытные места, вроде улицы Октябрьской в Минске: из новых локаций это «Хлебозавод», есть «Флакон», тот же «Винзавод», Artplay. Короче говоря, бывшие промзоны, в которых происходит некая творческая и бизнес-активность. Там довольно много работ на стенах. И если ты хочешь сфоткаться на фоне прикольных картинок, ты можешь прийти туда и, возможно, у тебя даже может сложиться впечатление, что в городе есть стрит-арт.
Но это такой стрит-арт под контролем. Словно отец приглядывает за ребенком, чтобы он не вылезал за пределы своей песочницы, играл там со своими игрушечками и на дорогу ни в коем случае не выбегал.

20 вылазок за месяц

– Я занимаюсь граффити и стрит-артом с 13 лет, но были периоды, когда я практически не рисовал на улице, а занимался самокопанием и поиском себя и смыслов во всем этом процессе. Знаешь, когда ты сам у себя спрашиваешь: а нафига я все это делаю, может, хватит уже заниматься ерундой, пора заняться чем-то серьезным и зарабатывать деньги?
Я пытаюсь усидеть на двух стульях, мне снова стало интересно граффити. Но важно понимать, что граффити – это не совсем про искусство, это больше про спорт, и в этом его главная романтика.
Сейчас я достаточно активен, как будто пытаюсь наверстать те годы простоя. За последний месяц у меня было около 20 вылазок. Столько, сколько я сделал за последний месяц, я раньше делал за сезон.
И я немного переосмысливаю подход к своей работе. Раньше я делал упор на сложные, технически замороченные вещи и мог делать одну стенку три-четыре дня: приходить, вырисовывать элементы. И когда мою работу кто-то портил – а это часто бывает, потому что это же улица, а на улице много дураков – я очень расстраивался, думал, ну, зачем вообще этим заниматься? Хотя есть одна работа в центре Москвы, которую мы делали с коллегой по имени Brandon лет 8 назад и ее до сих пор не тронули.
Сейчас, если я делаю какого-то персонажа в городе (а все, что я рисую, основано на персонажах), я могу справиться за 15-20 минут, а когда рисую более-менее сложную работу, то это занимает часа 3-4. Это помогло справиться с этими обидами: у меня теперь нет такой темы, что если мою работу испортят, я буду переживать. Я пойду и еще две сделаю!
Чаще всего я рисую на «лайнах» (вдоль железнодорожных путей – ред.) и в каких-то заброшках, в них мне всегда нравилось рисовать. Это места со своей атмосферой, там можно очень интересно вписать работу в пространство. Да и вообще покинутые места, где когда-то была жизнь, а теперь они – как брошенные щенки, – меня вдохновляют.

«Все эти ребята есть, но они есть только в интернете»

– Большинство топовых чуваков, которые были суперактивными 4-5 лет назад – тот же Вова Nootk, тот же Aske, тот же Luka – разумеется, повзрослели, но при этом продолжают много работать.
Я бы не стал все драматизировать, как тот же Игорь Поносов, который считает, что стрит-арт в России умер. Просто для меня стрит-арт – это активность в центре города, когда ты гуляешь по улицам и видишь знаки от определенных художников. А все эти ребята есть, но они есть только в интернете. Вот Luka сделал фасад где-то в Италии, вот Nootk нарисовал афишу классного мероприятия. Я узнал об этом из их инстаграмов. Понимаешь, о чем я?


Человек как медиа

– Раньше не было инстаграма, и для того, чтобы о ком-то узнать, тебе надо было заходить на какие-то ресурсы, fecalface.com, Vltramarine или vivacity.ru. А сейчас ты просто подписываешься на художников, которые тебе интересны.
Мы переживаем уникальное времена, когда правила игры медиа радикально поменялись. Каждый человек сам по себе медиа. Я сделал работу – тут же запостил ее в инстаграм, и человек, который следит за моим творчеством, ее видит. Все. Для меня сейчас инстаграм – это самый простой и быстрый источник получения информации из первых уст.

 Дмитрий Аске, 31 год. 

Oдин из ключевых российских художников «уличной волны», который начал свой творческий путь с граффити семнадцать лет назад. За это время он успел создать главное русскоязычное издание о граффити и стрит-арте, стать сооснователем успешного бренда уличной одежды, поработать с Nike и Reebok, а также создать работы, которые стали востребованы у коллекционеров современного искусства. В этом году Дмитрий занял 17 строку из 100 в рейтинге молодых российских художников по версии InArt. Выступает с лекциями о стрит-арте и искусстве в городской среде.

О понятии «стрит-арт»
– Уличное искусство – это любая несанкционированная творческая активность в общественном пространстве: наклейки, трафареты, рисунки, инсталляции, скульптуры и т.д. Сейчас стрит-арт у многих ассоциируется с огромными росписями на стенах домов, но формально это уже паблик-арт, так как почти все произведения такого масштаба создаются в рамках фестивалей или других проектов, согласованных с городскими властями или собственниками зданий.

Все, что делается за деньги, по сути не является стрит-артом. Это может быть паблик-арт, рекламные или агитационные росписи, оформления пространств. Например, если художник рисует в городе без всякого разрешения, то это – стрит-арт, а если тот же автор рисует на фестивале и получает гонорар, то это – паблик-арт. Или тот же человек может нарисовать рекламу на стене дома, которая к стрит-арту никакого отношения иметь не будет. Проблема в том, что сейчас все, что рисуют на стенах, люди называют стрит-артом.

О трех волнах стрит-арта в России
– Уличное искусство как явление появилось у нас в самом начале 2000-х, когда некоторые местные граффити-райтеры подхватили европейскую тенденцию и стали делать наклейки, трафареты и вместо написания своих псевдонимов рисовать различных персонажей, знаки и логотипы. Например, известный сейчас художник Кирилл Кто был одним из них.

К середине – концу 2000-х в Москве сформировался круг уличных художников и вышло три книги Objects, в которых в том числе были собраны работы этих авторов. Тогда стрит-арт был субкультурным явлением: ни о каких фестивалях и рисовании на фасадах никто даже не думал.

В 2007-м году прошло первое в Москве мероприятие, когда уличным художникам предоставили несколько торцевых стен жилых домов для нанесения рисунков. А с начала 2010-х, следуя мировой тенденции, фестивали стрит-арта стали проходить не только в Москве, но и во многих городах России. Этот период длится до сих пор: фестивали стали самыми заметными площадками, где создается и потребляется то, что условно называется «уличным искусством» – ведь они полностью затмили собой несанкционированную активность на улицах. Таким образом можно выделить три этапа становления стрит-арта в России: появление первых уличных художников, развитие сообщества авторов и трансформацию стрит-арта в паблик-арт.

Сейчас в Москве все чаще можно увидеть рекламные и пропагандистские росписи, а не авторские работы. Многие известные художники «уличной волны» больше фокусируются на студийных произведениях, а молодые пока еще не успели громко заявить о себе.

Москва как столица стрит-арта
– Является ли Москва столицей российского стрит-арта? Одной из, скажем так. Еще я бы отметил Екатеринбург, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. В Москве остался ряд масштабных работ, сделанных на фестивалях в 2013-м и 2014-м годах. Кроме того, здесь живет и работает несколько значимых для российского уличного искусства художников и людей, которые вносят большой вклад в это движение.

С одной стороны, в Москве много возможностей для тех, кто их ищет. А с другой, муниципальные власти активно поддерживают чистоту в городе и очень быстро удаляют рисунки. У нас в центре счищают или закрашивают даже наклейки на светофорах и дорожных знаках. В других городах с этим проще. Но зато в Москве у уличных художников есть шанс представить свои работы в галереях или заработать денег на коммерческих проектах и потом пустить их на работы в городе. В пример можно привести заметного екатеринбургского уличного художника Славу ПТРК, который не так давно переехал в Москву.

О своем пути 
– В 2000-м году я увлекся граффити. Девять лет писал на стенах свой псевдоним – Aske. Был главным редактором оного из самых известных в свое время российских граффити-журналов, который сейчас в очередной своей реинкарнации существует как сайт Vltramarine.

На рубеже 2010-х я активно занимался цифровой графикой: делал иллюстрации и занимался графическим дизайном. Работал дизайнером в российской марке сноубордической одежды LMA, а потом был одним из основателей бренда уличной одежды, которая выросла как раз из журнала. Параллельно с одеждой и изданием я занимался персональными и коммерческими проектами, сотрудничал с известными брендами. Например, я несколько раз делал арт-объекты и принты для футболок Nike, участвовал в совместном проекте с Reebok: они выпустили кроссовки и футболки с моей графикой, которые продавались по всему миру.

В 2013-м году я вернулся к рисованию на стенах, но уже в формате монументальных росписей. А с 2014-го активно участвую в выставках, демонстрируя фанерные произведения, сделанные в моей авторской технике. После того как в 2015-м году я покинул бренд одежды, создание картин и другие художественные проекты – мое основное занятие. Кроме того, я читаю лекции о граффити и уличном искусстве: в прошлом году я провел большой курс из двадцати выступлений.

Знать наших
– Главный уличный художник прямо сейчас – Кирилл Кто: его недавнюю масштабную работу до сентября можно увидеть на здании дирекции Парка Горького. А рядом с ней на асфальте есть паблик-арт проект коллектива ZUK Club. Обратите внимание на команду Letme, Ивана Найнти и Женю 0331c. Знаковыми можно считать рисунки с кленовыми листьями Кости Августа: он рисует их в городе уже много лет. Самый крутой прямо сейчас – Миша Most, который 14-го июня доделает работу площадью 10 тыс. квадратных метров, которая должна попасть в книгу рекордов Гиннеса. Ну и нельзя не вспомнить трагически погибшего в 2013-м году Пашу 183, который был не только главным московским, но и главным российским уличным художником.

Художники уличной волны
– Сейчас почти все уличные художники у нас не только рисуют на улице, но и участвуют в галерейных проектах, сотрудничают с брендами и занимаются монументальными росписями. Именно поэтому я и мои коллеги сейчас вводим в оборот термин «художники уличной волны», так как словосочетание «уличный художник» уже не описывает весь спектр деятельности таких людей.

Условно сообщество существует – ведь большинство активных художников знакомы друг с другом, но оно разделено на отдельные тусовки. Что касается конкретных мест в Москве, то могу назвать студию FGA на территории завода «Кристалл»: там периодически проходят выставки и другие мероприятия. Есть еще клуб «Рабица». Несколько художников «уличной волны», как я понимаю, там часто появляются. Ну и главное место тусовки – это, конечно же, фейсбук и инстаграм. Все – там.

Антония Лев, 28 лет. 

О себе рассказывает следующее: «В детстве под впечатлением фильма “Желтая подводная лодка” решила стать иллюстратором, поэтому после школы пошла учиться в своем городе Липецке в Педагогический университет на графического дизайнера . После его окончания переехала в Москву, где еще отучилась на иллюстратора в Британской высшей школе дизайна у Виктора Меламеда. Все время после учебы работаю как офисный графический дизайнер, совмещая это с рисованием на улице, на холстах и прочими художественными практиками. Как уличный художник активно участвую в фестивалях, делаю коммерческие работы и участвую в выставках».

Дух уличного искусства и послание женщинам
– Именно стрит-артом я занимаюсь два года. Можно сказать, что всю сознательную жизнь я рисую иллюстрации, руками, на компьютере. В какой-то момент меня очаровал дух уличного искусства. Я попробовала рисовать баллончиками и поняла, что масштабность, которой можно добиться с их помощью, как раз идеально подходит моим работам.

Их вполне можно назвать феминистическими, потому что лично мне очень импонирует феминизм. Возможно, радикальные феминистки сказали бы, что персонажи моих работ слишком выражено сексуальные, а значит, я поддерживаю объективацию женщин. Но на самом деле я придерживаюсь мнения, что женщины и девушки должны учиться любить себя и чувствовать и выражать свою сексуальность и красоту независимо от мнения и желаний мужчин. Мы никому ничего не должны, мы прекрасны такими, какие мы есть, радуйтесь жизни – вот мое послание женщинам. Кроме того, я занимаюсь стереотипно мужским делом – рисую граффити, иногда на высоте с помощью крана. И мне это доставляет огромное удовольствие, так что – долой стереотипы, девчонки рулят.

Диалог со средой

– Я считаю себя достаточно продуктивным художником: у меня есть определенный темп, и я от него не отступаю. Рисую я 1-2 в неделю на выходных. Занятия уличным искусством приходится сочетать с работой в офисе, так что выходные я особенно ценю. В месяц выходит около четырех работ, многие живут совсем недолго. Но чем больше работ исчезает, тем больше новых я сделаю. Помимо стенок стараюсь продолжать рисовать иллюстрации, заполнять скетчбуки эскизами и рисованными историями.
Самым необычным местом, в котором я рисовала, наверное, была крыша жилого дома. Как-то прошлым летом я пару раз выбиралась полазить с руферами. Это, конечно, крутые ощущения, ты вроде как находишься в городском пространстве, вокруг тебя любимый урбанистический пейзаж, но в то же время нет людей, никто не мешает. И фотографии получаются эффектные. Вообще, я люблю места, где мои рисунки могут вступить в диалог со средой.

Москва vs. Екатеринбург
– Стрит-арт – сложное понятие сейчас. Есть мнение, что вещи, которые я рисую, корректнее назвать уличной графикой. Потому что искусство в наши дни – это нечто нефигуративное, нечто, подразумевающее заложенный текст и глубокий смысл. В общем-то, я согласна, что стрит-арт – это работы Тимофея Ради, например. Или Кирилла Кто. Инсталляции, тексты – все, что действует на разум зрителя.

В Москве нет специальных мест для тех, кто любит стрит-арт. Есть заброшки, известные только граффити-хантерам и блогерам. Есть интересные стены вдоль железнодорожных путей. Есть еще двор рядом с театром им. Мейерхольда, но там «экспозиция» меняется каждый день, художники рисуют поверх друг друга. Чтобы точно знать, куда идти смотреть на работы, читайте ЖЖ serge-elephant.

Хотя Москва все равно является самым продвинутым городом в России по части стрит-арта (хотя екатеринбуржцы могли бы со мной поспорить, пожалуй). Во всяком случае, если судить по количеству граффити-магазинов и массовости сообщества. Большую часть жизни я прожила в Липецке. Это маленький город, и там я про граффити или стрит-арт даже не слышала. На Урале другое дело: на меня, как на художника, во многом повлияла поездка в Екатеринбург. Там очень много интересных муралов, по местным авторам можно сложить представление о том, что такое стрит-арт. Я говорю о концептуальных работах Ильи Мозги, Славы ПТРК, Тимы Ради.

В Москве сейчас реализуется много художников, даже голова кругом идет. Много райтеров, много таких же, как я, иллюстраторов. Я бы рекомендовала следить за ребятами из Витае Вязи, они отличные рисовальщики. Оля Иней, Вася Грино, Антон Сакво, Илья Кейс – все они рисуют интересных и уникальных персонажей.

Слава ПТРК, 27 лет. 

Уличный художник из Екатеринбурга, сейчас живет и работает в Москве. По образованию журналист, профессионально занимается уличным искусством 7 лет. Специализируется «на проектах с социальной и политической проблематикой, а также на интерактивных произведениях».

«На улицах работают единицы»
– Я не совсем понимаю, что подразумевать под московским уличным искусством. Большая часть художников, которые активно работают и за которыми стоит следить, либо живут за пределами Москвы, либо приехали в Москву из других городов. Это не москвичи. Вообще говоря, в Москве стрит-арта как такового и нет. На улицах работают единицы, а работы, достойные внимания, появляются раз-два в год. Скажу так: российское уличное искусство имеет шансы занять свое место на карте мира, но никак не московское.

Для развития стрит-арта нужна свобода и доброжелательное население, а также некоторый пофигизм властей. В Москве этого нет. Почему нет? Потому что это город начальства, полиции и дворников. Уровень свободы самовыражения в публичном пространстве крайне низок. Съездите в другие города и посмотрите, что говорят вам улицы. Это и есть уличное искусство, это и есть голос людей. В Москве улицы молчат. К сожалению, судя по тенденциям, стрит-арт в столице будет и дальше превращаться в монументальную рисованную рекламу и в оформление техноклубов и летних музыкальных фестивалей.

Звание столицы российского стрит-арта, на мой взгляд, делят между собой Екатеринбург и Нижний Новгород. Я прямо сейчас возвращаюсь из Нижнего, и могу сказать, что именно там находится столица стрит-арта России. К сожалению, Екатеринбург проиграл.

А на вопрос, кто главный уличный художник России прямо сейчас, у меня есть ответ: это Кирилл Кто.

О достоинствах и амбициях
– Уличное искусство для меня – это любые активности, происходящие на улице. Сюда я включаю и граффити, и муралы, и политических активистов с их надписями и трафаретами, и акции, и инсталляции, и паблик-арт. Да, я разделяю для себя коммерческое искусство и некоммерческое, но скорее не по тому, платят за это или нет, а по тому, смог ли себя выразить художник в том или ином проекте, или его заставили рисовать афиши к очередному российскому фильму. Можно делать свое дело, делать его честно и качественно, и при этом получать за это деньги. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы зарабатывать своим творчеством. Но я не вижу ничего хорошего в том, чтобы продаваться с потрохами ради сиюминутной выгоды, забивая и забывая о своем достоинстве и амбициях.

Как делать искусство на улицах Москвы?
– Моя карьера начиналась с граффити, с написания своего имени в маленьком городе по имени Шадринск, что находится за Уралом. Чем я занимаюсь сейчас, вы можете посмотреть на моих страницах в социальных сетях. Если говорить вообще, одно из направлений моей деятельности сейчас – поиск вариантов делать свое искусство на улицах Москвы.

Есть такое понятие как hall of fame – полулегальные стены, на которых можно рисовать без особых проблем и спешки. Обычно они находятся либо во дворах (надо знать, где), либо вдоль железнодорожных путей. Там можно встретить рисующих ребят, особенно летом и в выходные. Я слышал, есть такое место где-то на Менделеевской. Сам я там никогда не работал и не работаю, не интересуюсь такими местами, поэтому более подробно не подскажу.

Не только Москва
– Любая поездка вдохновляет, даже просто в другой район города, где ты ни разу не был. Рекомендую вместо похода в торговый центр за новой футболочкой, купить билет на поезд и поехать, например, в Тверь или Владимир, или еще в какой-то город неподалеку. А если есть возможность, слетать в Берлин или Париж. В плане стрит-арта рекомендую, опять же, мой родной Екатеринбург (особенно он прекрасен летом), Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Еще очень вдохновляет Владивосток, но лететь туда дороговато.