Московский телеканал поговорил с успешным художником, автором знаменитого граффити в Припяти Константином Даниловым, известным в среде райтеров как Zmogk (TAD), и узнал, как, на его взгляд, город может решить проблему нежелательных рисунков.
Как ты относишься к тому, что граффити в России расценивается как уголовное преступление?
– Оно по всему миру считается вандализмом и преследуется. Но в Европе есть еще понимание того, что среди уличных художников есть очень талантливые личности (улыбается). За какие-то акты вандализма я бы сажал – если изуродовали памятник архитектуры, например.
– В свете недавнего случая с разрисовыванием поезда в Подмосковье: как ты думаешь, решит ли проблему, например, выделение граффити-райтерам вагонов поездов?
– Поезда были всегда “нелегальными”, и можно сколь угодно обсуждать – выделять или не выделять вагоны райтерам. Если выделять, то вся братия, которая рисует на поездах, начнет возмущаться, что настоящее граффити не должно быть легально, и все равно будет рисовать там, где нельзя. Это некий протест против социума и закона. Романтизм такой.
– Граффити, как жанр, развивается вопреки?
– С одной стороны, легальность расслабляет. Я сужу по себе – сейчас я больше люблю на солнышке порисовать на стене, спокойно, никуда не торопясь. Адреналина, конечно, не хватает, но с возрастом появляются другие ценности и смотришь на это иначе.
– Могут ли граффити-художники добиться успеха в Москве и зарабатывать этим?
– Конечно, могут. Главное не останавливаться и идти к своей цели. В Москве такие люди есть. Но их не много. А по существу, все у нас будет хорошо – не здесь, так там. Если есть талант и желание, езжай в Европу и там развивайся, почему бы нет. Там стрит-арт очень сильно востребован, в этом бизнесе крутятся миллионы.
– Что может поменять ситуацию с уличным искусством в столице в лучшую сторону?
– Сложный вопрос. Что нужно. Желание людей, в первую очередь. Неплохо бы помогли легальные места в разных районах по всему городу, где начинающие и уже известные художники смогли бы рисовать свои произведения. Пока в нашей стране на уличное искусство будут смотреть лишь как на проявление вандализма, ситуация никак не изменится. Власти должны больше доверять художникам и несколько ослабить хватку, дать райтерам свободу. Однако за последние годы произошли определенные события, которые, говорят о том, что ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
– Считаешь ли ты граффити искусством и почему?
– Классическое граффити – то, что под этим понимает большинство людей, – не считаю. Однако всегда есть отдельные персонажи, творчество которых можно приравнять к искусству. Как правило, это те, кто занимается граффити годами и преданы своему делу. Стрит-арт ближе к искусству, чем граффити. Граффити – это просто написание своего имени баллоном с краской на какой-либо поверхности: стене, заборе, поезде.
– Чем различаются граффити и стрит-арт?
– Сначала появилось граффити, потом внутри этой культуры выделилось отдельное течение, со своими правилами и понятиями, более сфокусированное на взаимодействии с городом, с теми, кто в нем живет, с архитектурой и всем остальным. Со временем это течение начали называть стрит-артом. Лично для меня разница между граффити и стрит-артом заключается в подходе к тому, что ты делаешь и для чего.
– Расскажи, когда граффити появилось в России и как ты сам приобщился к уличному искусству?
– Все началось в конце 60-х – начале 70-х годов в Нью-Йорке. Там оно активно развивалось, и в начале 80-х пришло в Европу… У нас граффити появилось в 1985 году, в Риге. Есть такой персонаж – Крыс, это первый человек, который начал рисовать в СССР. Вадим “Крыс”, Олег “Баскет”, Макс Навигатор – это основоположники отечественного граффити. В конце 80-х – начале 90-х, граффити в СССР-России практически перестало существовать и основным стартом можно назвать 1997 год…
…Я году в 1995 начал переписывать названия альбомов, логотипы, а к 97-му начал уже рисовать. Однажды поехал на фестиваль, отдал эскизы и сразу занял первое место. А потом пошли другие фестивали. В 2000 году начали формироваться мои шрифты, абстракции, рисунки. Первые заказы пошли с начала 2000-х.
– Не обидно, что рисунки стирают?
– Как написал один мой знакомый, “граффити – это искусство момента”. То есть важен сам процесс, каждый момент.
– Как считаешь, российские райтеры копируют западных?
– Нет. У нас много своего, особенно это касается стиля. А техника доросла уже до такого уровня, что есть художники, которые “дадут фору” западным. Что касается идей, пока что проигрываем… Вообще, вся уличная культура (граффити, музыка, танцы, одежда) в России пока сильно отстает от Европы и США.
–Какие самые интересные проекты были, удалось ли порисовать за границей?
– Один из самых интересных – проект в Припяти, который в 2006 году организовали мои знакомые в честь 20-летия со дня катастрофы в Чернобыле. В нем приняли участие художники из Белоруссии, Германии и России. В тоге мы сделали несколько очень интересных работ. Широкую известность приобрела моя работа, на которой я нарисовал силуэт девочки у лифта.
Последние из значимых для меня работ – это рисунок на “Винзаводе” в рамках проекта “Стена” и работа на фестивале LikeItArt в Казани – там мне был выделен фасад здания. Кроме того, мои работы есть в Германии, Польше, Франции, Болгарии, Дании, Испании и Индии.
– Можешь назвать любимых художников из области классического искусства и среди граффити-райтеров?
– В основном это художники абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Франц Кляйн и другие. Один из любимых – Сальвадор Дали. Что касается райтеров, здесь очень много имен. Когда начинал рисовать, то ориентировался на работы европейских художников, таких как Toast, Seak, Loomit.
– И напоследок… Дай совет юным райтерам!
– Относитесь серьезно к тому, что уже нарисовано и не поганьте своими каракулями работы тех художников, которые здесь были до вас! (смеется). Мой маленький друг, ты в первый раз взял баллон в свои неокрепшие руки. Выйди на улицу, найди поверхность, где ты сможешь что-то изобразить и при этом не испортить рисунок, уже кем-то нарисованный до тебя! Уважай других и со временем будут уважать и тебя. Многие спрашивают: “А с чего начинать?”. Ребята, начинать можно с чего угодно – есть интернет, посмотрите. И, конечно, надо пользоваться масками… А на железнодорожные пути лезть не надо – есть множество других пустых заборов.