Трейнрайтинг – один из самых часто встречающихся феноменов в мире граффити. Это случается снова и снова, несмотря на то, что все поезда регулярно отправляют на мойку. Молодые журналисты из портала Тoчкa-Тreff встретились с режиссерами документального фильма “Unlike U” Бьорном Биргом и Генрихом Регелем, которые сняли фильм о трейнрайтинге.
Не могли бы вы представить свой проект „Unlike U:Trainwriting in Berlin“ («Непохожий на тебя: трейнрайтинг в Берлине»)
Генрих: Благодаря этому фильму мы погружаемся в мир тех, кто увлекается трейнрайтингом. В интервью и видеозаписях, которые дали нам сами художники, приоткрывается их внутренний мир. Фильм позволяет взглянуть на культуру, которая до этого была закрыта для многих людей. У всех художников разные мотивы, но то, что их объединяет – это страсть к буквам и искусству, и возможность выразить себя с их помощью. Это также попытка привлечь внимание общества к своей личности. Прибавьте к этому еще и определенную зависимость, даже манию – ведь трейнрайтинг дает людям возможность почувствовать себя счастливыми, а от этого ощущения не так просто сознательно отказаться. Мы собирали материал 6 лет, и нам очень помогло то, что художники сами документировали свои акции и позволили нам затем воспользоваться этими материалами.
Что изменилось в течение этих шести лет?
Бьорн: В последнее время значительно усилился контроль полиции и критика общественности, возросли штрафы. В средствах массовой информации стрит-арт обычно представляется с негативной стороны и все время связывается с вандализмом, например открученными колесными дисками или сломанными сиденьями, которые на самом деле не имеют вообще никакого отношения к граффити. Общество и так не слишком тепло принимает граффити, а в последние годы негативное отношение к этому только усилилось.
Как вы определяете свою роль и значение в качестве посредника между миром граффити и общественностью?
Генрих: Мы не видим свою задачу непременно в том, чтобы передать общественности определенное послание, скорее мы документально представляем и освещаем интересную тему. В этом проекте перед нами не стояла задача объяснить этот феномен. Мы посчитали интересным показать идеализм людей, особенно в наше время, когда все стремятся только заработать как можно больше денег. А все, чего хотят те, кто увлекается трейнрайтингом – альбом с фотографиями их творений. И даже его они не могут позволить себе держать дома, так как полиция может в любой момент нагрянуть к ним с обыском. С другой стороны мы хотели показать и безысходность, в которой оказывают многие из тех, кто этим занимается, ведь трейнрайтинг может привести к своего рода зависимости.
Что именно вы имеет в виду, когда говорите о зависимости?
Генрих: Мы показали чрезвычайно трагическую историю, закончившуюся самоубийством. Несмотря на постоянные заявления в полицию и неоднократные предупреждения, герой этой истории продолжал снова и снова разрисовывать поезда. В конце концов, он бросился под поезд. Стресс от давления полиции был не единственной причиной этого, но определенную роль все же сыграл. В фильме показано интервью с его братом, он описывает, как же все пришло к такой развязке: он просто потерял себя в искусстве, а все остальное постепенно перестало иметь для него смысл. И это все доводит человека до того, что он воспринимает увлечение трейнрайтингом как полноценную работу, отнимающую все время, и те, кто увлекается слишком сильно, подвергаются опасности полностью порвать связи с обществом, асоциализироваться.
Бьорн: Я думаю, эта опасность попасть в зависимость возникает еще и потому, что это незаконно, следовательно, все происходит в очень узком кругу. Только очень немногие посвященные знают, кто есть кто, и только в этом микрокосмосе можно получить признание. В обществе не имеет никакого значения, является ли кто-то известным автором граффити или нет.
Что за люди занимаются трейнрайтингом?
Бьорн: Люди, которые действительно серьезно увлечены трейнрайтингом – это отнюдь не молодежь. Т.е. они начинают заниматься этим в юности, но средний возраст примерно 25 лет. Самому старшему из тех, кого мы снимали, было 40 лет. Это все взрослые люди, у них хорошая работа, по вечерам они укладывают детей спать и уходят в ночь, чтобы разрисовывать поезда. Многим удается разделять обычную работу и трейнрайтинг, они разграничивают эти две стороны своей личности, ведут как бы двойную жизнь. Но некоторые абсолютно теряют себя во всем этом.
Вы занимались этой темой целых 6 лет и даже столкнулись с самоубийством. Как вам при этом удается сохранять дистанцию по отношения к трейнрайтингу и критически анализировать этот феномен?
Бьорн: Мне кажется, что в этом документальном фильме нам удалось избежать каких-либо оценок происходящего. Мы не говорим, что «это незаконно и запрещено», но также мы не говорим «это здорово, занимайтесь этим на здоровье», мы просто показали то, что есть в том виде, в котором это существует. В фильме можно увидеть не только интервью с художниками, мы общались также с главой дознавательной группы «граффити в Берлине». Еще мы пытались связаться с представителями берлинской транспортной компании, но они не захотели появляться перед камерой.
Генрих: От себя мы не добавляли в фильм вообще никаких комментариев, что обычно делают режиссеры, снимающие документальное кино. Также мы отказались от голоса за кадром, вы услышите только высказывания главных героев, и их речи говорят сами за себя.
«Трейнрайтинг» («Trainwriting») или «трейнбомбинг» («Trainbombing)» – так называют разрисовывание поездов всяческими спреями и красками. Художники ночью распыляют свои баллончики с краской на поезда, стоящие на вокзалах, в депо или просто на запасных путях. Такое развлечение является незаконными, так что ночные вылазки часто заканчиваются для художников конфликтами с полицией.
История
История трейнрайтинга началась в Нью-Йорке. Первые граффити на поездах были нарисованы в 1972 году. Сегодня это занятие потеряло в США былую популярность, у художников просто пропал былой азарт, ведь поезда теперь слишком быстро отмывают от образцов стрит-арта. Но в Европе тем, кто занимается трейнрайтингом вполне достаточно разрисовать поезд, сделать парочку фотографий своей работы, а при хорошем раскладе еще и увидеть, как поезд делает несколько кругов по городу.
В трейнрайтинге различают «граффити сверху до низу» (Top-to-Bottom-Graffiti), нарисованные по всей высоте поезда, «целый вагон» (Wholecar) – вагон поезда, который граффити покрывают по всей поверхности, и даже «целый поезд» (Wholetrain) – когда раскрашен весь поезд, по всей длине. «Целые поезда» требуют больше всего затрат времени и сил и потому приносят тем, кто все-таки совершил такое, большой почет и уважение в определенных кругах.
Недолговечность искусства
Трейнрайтинг очень недолговечное искусство, так как поезда отправляют на мойку сразу же, как только замечают, что на них что-то нарисовали. Именно поэтому для тех, кто занимается трейнрайтингом, очень важно задокументировать свою работу, т.е. снять ее на фото или видео. В конце концов, это единственные доказательства того, что творческий акт в принципе состоялся, и единственная возможность показать его общественности.
Съемка непосредственно во время акции довольно затруднительна из-за света, вернее из-за его отсутствия, так как большинство поездов стоят в темноте. Даже добраться до поездов очень непросто, ведь все подходы к ним тщательно охраняются с помощью датчиков движения, камер, заграждений и охранников.
Законы и штрафы
Рисование граффити приравнивается к порче имущества и наказывается в Германии денежным штрафом или ограничением свободы сроком до двух лет. К этому также прибавляются расходы на устранение самих граффити, возвращение первоначального вида тому, на чем они были нарисованы (покраска, лакировка и т.д.), и в случае необходимости замена испорченных деталей. Со стороны полиции могут быть предприняты такие меры, как прослушивание телефонов и обыск квартир. Иногда создаются даже специальные группы, которые в течение многих месяцев следят за отдельными активистами, чтобы вычислить и схватить главных зачинщиков.