Интервью с основателем Notfoundgallery

| 10.01.2019

Столичная “Галерея, которой не существует” широко известна лишь в узких кругах. Это место сосредоточения российской граффити-культуры, современных художников и всех тех, кто небезразличен к искусству, которое мы все ежедневно видим на улицах Москвы. Будьте уверены, если вы однажды заметили необычный тэг или интересное граффити, то скорее всего их авторы уже отметились своим участием в жизни Notfoundgallery.

Её основатель Максим Кишкин сформировал для себя две важные цели: архивировать современное уличное искусство и помогать каждому, кто за ним стоит. Стремления привели его к полному пересмотру взглядов на своё жильё. Так, некогда обычная квартира стала местом проведения самых разных мероприятий: от выставок художников, до выступлений камерных музыкантов.

Мы попросили Максима рассказать о том, как “семейное” увлечение искусством определило его дальнейшую жизнь, а проект стал связующим звеном между художественной галереей и традицией уютных квартирников.

Максим Кишкин: Граффити-культура всегда привлекала меня; я не упускал любую возможность выйти с друзьями на улицу и порисовать. Всё шло по ходу пьесы.Я вырос в семье, где ценили искусство.У моего отца были кое-какие картины. Сам я в детстве собирал марки и монеты, что в Советском Союзе было одним из главных хобби. В “закрытом” государстве это было глотком свежего воздуха, прикосновением к новому. Можно сказать, что через коллекционирование люди путешествовали (смеёмся).

В определенный момент я начал интересоваться современным искусством. Постепенно одно коллекционирование попросту сменилось другим. При планировке своего жилья я учитывал, что на стенах будут висеть какие-нибудь картины. Желая разобраться, что к чему в отцовской коллекции и в современном искусстве, я даже закончил факультет истории искусств. В процессе обучения, понял, какой вид искусства и когда архивировался, и на чём преподавание остановилось. Да, нам рассказывали про американский поп-арт, а может про советских семидесятников, но…. На этом всё. Поэтому я сложил для себя план по архивации того, что происходит сегодня.

Вот, что такое граффити? В какой-то степени, это “фотография”: человек пришел, нарисовал и сфотографировал. А потом, как это обычно бывает, спустя дни его работа перекрывается или закрашивается. Остаётся лишь снимок. Я задался целью, чтобы от участников сегодняшнего “движняка” оставалось что-то, что можно увидеть лично, подержать в руках, повесить на стену… Даже не знаю, нужно это или нет, входит ли это в культуру или, наоборот, разрушает её принципы.

На меня произвело сильное впечатление, что П183 больше нет в живых. Я понял ,что не только работы граффити художников исчезают, но и сами люди. Я поставил перед собой задачу собрать максимально полную коллекцию тегов на холстах действующих граффити райтеров. Идея заключалась в том, чтобы создать из этих холстов бесконечную, единую стену, аналог уличной, но вынутую из городского контекста и временного континиума. Такую стену невозможно закрасить, а значит у нее есть шанс стать частью истории.

Современное искусство — это то, что происходит здесь и сейчас. Если человек собирает картины, например, 19 века — это здорово. Но если он собирает современное искусство, то у него есть ценная возможность пообщаться с автором, присутствовать или участвовать в создании работы… Лично мне это кажется интересным. Как то раз мой друг, московский художник Мультос, нарисовал серию работ, и все пришли посмотреть на неё, потому что моя квартира была единственным местом, где эти картины можно было выставить. К тому же, показать он её хотел как раз моему окружению; тут всё и “склеилось”. Постепенно сложилась некая команда, благодаря которой этот проект начал активно развиваться.

Я боюсь, что место, где мы сейчас находимся — это, всё-таки, не галерея. Или галерея, но в последнюю очередь. Даже по названию “NOTFOUNDGALLERY” всё становится понятно, тем более это имя собственное. “Галерея, которой не существует”, — так я его понимаю. Да, здесь выставляются картины, но тут, как и с любой другой квартирой: над диваном тоже что-то, да висит. У меня тоже самое, только пространство позволяет сделать выставку картин.

Классические галерейные принципы нам не очень близки. Галереи торгуют искусством, мы — нет. Конечно, часть представленных у нас работ можно приобрести, но эти вопросы автор и покупатель уже решают сами.
Это место, скорее, продолжает развивать русские традиции квартирников. Здесь нет четкой грани между жилой квартирой и выставочным помещением. Всё-таки, здесь стоит моя кровать, письменный стол… Это как раз и создаёт ощущение домашнего уюта.

Мне кажется, главная идея и максимум, который из данного проекта можно вытащить, это создание некоего места встречи художников. Если подобного места нет в городе, оно создаётся самими художниками, например, на какой-то уличной коробке… Для меня большая честь создать место, где между художниками могут заключаться творческие союзы. Так и создаются “университеты”; сегодня парни просто общаются по интересам и обмениваются опытом, а завтра — идут вместе рисовать.

Мы делали много выставок, и каждая из них по-своему запоминающаяся. В основном акцент идёт на абсолютно новые серии. Я стараюсь полностью включиться в процесс подготовки, во всем помогая художнику, предоставляя ему для работы все нужные материалы.

Наши двери открыты для всех. Но, так получается, что обычно посетители — это друзья друзей, а не просто люди с улицы. Чуть реже — те, кто интересуется граффити-культурой и хочет с ней познакомиться.

Сами выставки могут произойти спонтанно: то три мероприятия за выходные, то никаких в течении трех месяцев. Бывало, что приезжали люди из другого города со своими работами, и нужно было в кратчайшие сроки их выставить. Планирование здесь ни к чему, я всегда готов встретить новых гостей и организовать им мероприятие. Мы часто вешаем экспозицию на экспозицию, выглядит это довольно прикольно. Если направления не мешают друг другу, то один арт становится подложкой другому.

Выставить свои работы здесь может любой художник, достаточно просто со мной связаться. Остальное — дело нашего с ним разговора. Но мой формат “квартирника для своих” устраивает далеко не всех… Эта площадка, вероятно, не подходит для тех, кто хочет с помощью выставки попробовать найти свое место в арт-рынке или художественной жизни Москвы:прийти может далеко не каждый, рекламу дать нельзя…. Основная задача — дать художнику возможность развиваться, стимул пробовать что-то новое в своем деле, искать себя и двигаться дальше. Выставка скорее превращается в шанс найти единомышленников, понять свою нишу в этом сообществе.

Хочется заметить, что все ребята, которые когда-либо делали выставку у нас, начинают готовиться к следующей. Возможно, это часть нашей “программы”. Причем не обязательно, что следующая выставка пройдет здесь. О результате говорить пока рано, многие из ребят ещё молодые и у них все впереди. Да, может быть для кого-то это останется разовым опытом, воспоминанием, что когда-то он рисовал и у него была своя выставка. Масштабный проект по сбору тэгов уличных художников России на холстах помогает выставкам и наоборот.

Что касается планов на будущее, то всё интересно менять. Не стоит привязываться к месту. Быть может, у нас получится проводить выставки на стороне, хотя это довольно сложно. Всё имеет свойство развиваться, и российская граффити-культура не исключение. Правда, развитие идёт согласно местному менталитету и фольклору, что тоже интересно и здорово! И главное — всё ещё впереди!