Одни из самых активных трейнрайтеров современности Taps и Mozes дали интервью на кануне персональной выставки в Кельне. Читайте текст интервью внутри поста!
MOSES & TAPS – вы наверняка уже видели их работы, выложенные анонимно в сети то тут, то там. Возможно, вам даже довелось полистать книгу INTERNATIONAL TOPSPRAYER: MOSES & TAPS. Но что известно об этих художниках? Они из Германии, также известны, как ERNI & BERT и TOPSPRAYER. И все. Чтобы хоть немного приоткрыть завесу тайны, мы представляем вам это интервью.
Граффити-райтеры и особенно трейн-райтеры предпочитают скрывать свои настоящие имена, используя вместо них псевдонимы, которые позволяют им становиться известными в узких ругах, но оставаться анонимными для посторонних людей. Хотя в наше время псевдонимы также используются полицией в качестве доказательства. Вы вывели эту игру в прятки на качественно новый уровень – ваших настоящих имен не знают ни райтеры, ни полиция. Как вы пришли к этому?
Наш опыт подсказал нам эту идею.
Означает ли это, что у вас есть проблемы с законом?
Нет, у нас нет проблем с законом, но это не значит, что у закона нет проблем с нами. Мы также играем с предпочтениями и законами граффити-мира. Например, мы не считаем, что нужно писать одно и тоже имя. Как вы правильно отметили, это добавляет тебе популярности, как со стороны райтеров, так и со стороны специальных подразделений полиции.
Moses и Taps – это ваши псевдонимы из прошлого, которые теперь составляют единое целое, верно?
Они служили нам кодовыми именами. Но больше мы не идентифицируем друг друга по отдельным именам. Нам больше не важно, кто какое имя использует. Бывает по-разному…
И вы держите количество людей, задействованных во всем этом, в секрете, также, как и ваши настоящие имена?
Именно. Но мы часто пересчитываем их количество. Иногда мы – счастливая четверка, в другой раз нас всего двое, а временами мы – неутомимое трио.
Вы начали работать вместе в 2007. Как вы познакомились? Вы сошлись из-за стилей или персональных качеств?
У нас были схожие мнения и подходы к граффити. Наши мысли по поводу того, что мы делали и что хотели делать дальше также совпадали. И да, мы были симпатичны друг другу. Что касается стилей – они здесь не причем. Они совсем не сочетались. Но с тех пор, как мы перестали быть привязанными к одному имени, все изменилось в лучшую сторону.
Так значит вы разные, но при этом дополняете друг друга, так?
Мы – дикая смесь. Но да, один из нас одарен техникой, а другой – более вдумчивый, тем не менее, опирается на интуицию. Мы были бы своими собственными врагами, если бы были одинаковыми. Более того, так бы мы постоянно спорили, кто что сделает лучше. Ужас! А так, мы знаем, кто что делает лучше.
Да вы, ребята, работаете в команде!
Да. Но мы прошли длинный путь, прежде чем научились этому. Каждый из нас прорисовал больше 15 лет, прежде чем мы сошлись. Сегодня нам больше не интересно писать свои имена на вагоне в тысячный или миллионный раз. Нас интересуют эксперименты.
Какие эксперименты?
Тестируем границы и пробуем что-то новое. Мы всегда тщательно планируем наши акции. Но в последнее время импровизации стали все чаще входить в основу наших концепций. Так как мы знаем, чего ждать друг от друга, мы больше фокусируемся на процессе, нежели на результате. Факт в том, что все происходит слишком спонтанно и интуитивно, чтобы быть спланированным. Каждый просто делает то, что делает.
Значит, как и в классическом граффити, вы выражаете свое эго. Разве это может быть абстрактным?
В отдельных случаях – да. На самом деле, есть несколько подходов к этому феномену. Если у тебя оригинальный стиль, то тебя всегда узнают.
Но ведь вас невозможно идентифицировать, когда вы играете с именами. Никто не знает, кто вы.
Сейчас уже подросло новое поколение. А молодежь не имеет ни малейшего представления о том, кем мы были раньше. Мы не считаем, что писать одно и тоже имя – неправильно. Просто нам это больше не интересно.
Развивается ли сцена? Есть ли молодые райтеры, которые с самого начала не привязываются к одному имени?
Хотя мы не слышали ни о ком, кто бы отказался от своего имени, есть противники так называемого нэйм-райтинга. Граффити стало куда более либеральным за последнее время. Также мы замечаем нелегальные работы такого качества, о котором восемь лет назад никто бы и не подумал. Граффити уходит от простых букв – сейчас оно пытается передать нечто большее.
Ваши действия схожи с действиями хакеров: вы ломаете систему, так как знаете о ней все. Ваши работы едва можно отнести к классическому граффити. Вы работаете только с классическими граффити-инструментами, или здесь вы тоже экспериментируете?
Так как мы все время работаем в условиях нехватки времени, мы используем только удобные нам инструменты. Это могут быть весла, лента, педикюрные ножницы, шруповерты, также всевозможные виды красок, ацетон, скипидар, ну и, конечно же, аэрозольную краску.
Ваши работы получили хорошую оценку в граффити-кругах. Не пора ли пожинать плоды?
Нет, мы не хотим получить пинок под зад.
Как вы относитесь к Интернету?
Мы не хотели бы тесно взаимодействовать с Сетью. Подобную деятельность крайне сложно контролировать.
Тем не менее, вы ведь стали популярны именно благодаря Интернету?
Возможно, но мы не прикладывали к этому больших усилий. Мы ни одной фотографии не публиковали в Сети. Ни на Streetfiles, ни на Flickr, нигде-либо ещё. В Интернете изображения не привлекают внимания более чем на семь секунд…