По случаю открытия выставки “Сажа” Игорь Поносов взял интервью у её создателей, граффити художников Жени 0331С и Гриши!
Вы работаете вместе уже более пяти лет, расскажите, как вы познакомились и что вас объединяет в творческом пути? Каким был ваш первый совместный опыт работы?
Нас познакомил наш общий друг, очень талантливый уличный художник и мультипликатор Стас ДОБРЫЙ в бывшей усадьбе князей Гагариных в 2011-ом году. Тогда усадьба была в сильно запущенном состоянии, мы встретились на ее территории, чтобы оформить одну неприметную кирпичную стену на заднем дворе. Мы пожали друг другу руки и сразу стали рисовать.
Одна из самых масштабных ваших серий — это уличные работы, созданные огнетушителем, который сегодня является относительно распространённым граффити-инструментом. С помощью него граффити-художники создают впечатляющие своей экспрессией и размером теги. Однако, вы были одними из первых, кто начал создавать рисунки и целые графические композиции с помощью огнетушителя. Как вы пришли к этой технике, было ли это желанием идти к большему масштабу или же вас привлекает неуправляемая и неконтролируемая сила, которую дает использование этого инструмента?
На сегодняшний день огнетушитель как граффити-инструмент действительно набирает свою популярность, однако его использование — это сложный процесс который требует как специального оборудования, так и большого количества краски и сил для его использования. И, вероятно, именно поэтому я не только был первым, кто начал рисовать с помощью огнетушителя, но и остаюсь практически единственным в мире, кто применяет огнетушитель для создания масштабных рисунков и композиций. Сам я пришел к этой технике в 2008-ом году, после путешествия в граффити-турне по Европе. Меня поразила экспрессия и масштаб тегов в Париже, а по возвращению домой я сделал первый огнетушитель для нанесения краски в России. И стал сначала тегать, а в 2010 создал первый масштабный рисунок вместе со всемирно известным уличным художником и моим другом ROA (Бельгия).
А уже в 2011 я стал активно рисовать масштабные композиции с применением огнетушителя на улицах Москвы. На сегодняшний день я продолжаю эксперименты с техникой и оборудованием для нанесения краски под высоким давлением, продумываю новые сюжеты для выражения своих идей в этой технике.
Ваш масштабный триптих «ПроисходящеЕ» (2015), выполненный на трех зданиях комплекса «ЗИЛАРТ», также создан с помощью огнетушителя. Полагаю, это единственная работа такого масштаба, выполненная в подобной технике. Расскажите о ней подробнее.
Триптих «Происходящее» общей площадью 10500 кв.м. был создан нами за 3 дня, на его реализацию мы потратили 1500 литров краски, которую заправили и выстрелили примерно 170 раз из огнетушителя.
На центральном фасаде изображен балет, который отвлекает зрителя своей красотой, от сцен нарисованных на двух других крайних фасадах.
Является ли эта техника противопоставлением сегодняшним тенденциям в современной монументальной живописи, где зачастую произведения не столь экспрессивны и выполнены по заранее подготовленным файлам, проецируемым на стену с помощью проектора? Как вы вообще относитесь к этой тенденции воспроизводимости и тиражируемости уличных работ по всему миру?
Я думаю эта техника, как и любой эксперимент являются противопоставлением современным популярным тенденциям, до тех пор пока она не станет этими самыми тенденциями. Я хочу сказать, что я всегда стараюсь экспериментировать, как пел В.С. Высоцкий: «Выбирайтесь своей колеей!»
Что же касается рисунков по проектору, то мне это совсем не близко, так как я ценю жизнь и природу, а она не всегда идеальна, в этом я и вижу красоту. Но если тем, кто рисует по проектору, это по душе, и они получают моральное удовлетворение от своей работы, то это хорошо.
Копчение или рисование огнём — техника, в которой вы создаете работы на улице на протяжении нескольких лет. Это и произведения, которые вы представляете на выставке «Сажа», которые близки по своей энергетике экспрессивному эффекту огнетушителя — это всё та же неуправляемая стихия, порождающая чистую энергию. Является ли переход от огнетушителя, предназначенного тушить огонь, к использованию огня для создания работ, естественным для вас? Как вы пришли к столь интересной смене техник?
Для меня скорее важен переход от высекания граффити в граните, которые останутся на нашей планете до момента, когда погаснут звезды, к граффити, созданным огнем, которые могут полностью исчезнуть от небрежного прикосновения или сильного ветра. Именно такая синхронизация смены (но не замены) техник произошла в нашем творчестве. И осознание этих крайностей, их баланс и взаимодействие с ними и составляют основу нашего творчества и жизни. И мне кажется все приходит само собой, и находит нас, и никак иначе.
Расскажите о своей серии граффити на гранитных камнях — проекте «3016», который вы представляли в прошлом году в галерее RuArts. И огонь, и камень — чисто природные формы, отсылающие нас к первобытному. Чем лично для вас этот материал является, и как вы его осмысляете в контексте современной граффити субкультуры?
Для нас нет современной граффити субкультуры, для нас граффити есть инстинкт. А граффити, высеченные в камне, и есть одна из классических форм граффити, после которой появилось граффити огнем, так как от удара камня о камень возникла искра, от которой все и разгорелось. Возможно именно эти искры и разожгли в нас огонь, который уже не затушить современными тенденциями и огнетушителями. Как сказал мой хороший друг Анатолий TSE: «В жизни ты можешь потерять все, но граффити останется с тобой навсегда.», этому я могу добавить лишь одно, что наши граффити, высеченные в граните, останутся навсегда не только с нами, но еще и на этой планете.
Все ваши серии монументальны в плане затраченного времени — вы по нескольку лет трудитесь над одним проектом, будь то фарфоровые статуэтки с нанесёнными на них граффити («Забор», галерея XL, 2013) или ваши граффити на найденных на улице гранитных камнях («3016», галерея RuArts, 2016). Эта монументальность и проработанность всегда чувствуются на итоговой выставке, где вы представляете публике результаты своей многолетней работы. Уверен, это будет ощущаться и сейчас, на выставке «Сажа» в ММСИ. Вкладываете ли вы какое-то такое же монументальное сообщение в каждую из серий?
Мы стараемся вкладывать монументальные сообщения в каждое слово, в каждую линию, в каждый мазок оставленный нами. Все складывается из мелочей и если лить впустую воду, то можно просто потерять себя. Поэтому каждое высказывание, а тем более выставка — это глубоко осмысленное произведение.
Выставка работает с 27 Сентября по 6 Ноября, 2017.
Адрес: ММОМА, Петровка 25.
Куратор: Катрин Борисов