Выставка Apl 315 – “Надувательство/Hype”

| 29.10.2013

7 ноября в Баку в галерее Kicik QalArt откроется персональная выставка украинского райтера Apl 315! “Надувательство/Hype” – это история про вечную путаницу с райтерами и не способностью определения самого процесса как искусство/вандализм, а так же про глобальную спекуляцию стрит-арта в мире современного искусства и обман зрителя не качественным продуктом.

Процесс подготовки выставки

Когда речь заходит о граффити или в более широком смысле об уличном искусстве, в игру включается масса стереотипов и мифов внедренных в сознание доверчивого обывателя СМИ. Начинается неразбериха с терминами – ребят работающих в этом жанре называют райтерами, граффитчиками, граффитистами и стрит-артистами, а то, что они делают или причисляют к современному искусству или считают порчей коммунальной собственности. Авторов граффити окружает ореол таинственности, не в последнюю очередь, благодаря британцу Бэнкси, который выстроил свою карьеру как мастерский рекламщик, скрывающий свое истинное лицо и имя и продающий свои работы за сотни тысяч долларов. С одной стороны, пример Бэнкси, возможно, воодушевил множество молодых парней по всему миру взять в руки баллончик и выйти на улицу, с другой – сыграл злую шутку с теми, кто уже давно на улице работает, ведь злосчастного сравнения с «гуру» практически не избежать. Особенно если это сравнение выдает журналист, который вообще-то пишет о спорте и политике. Воскресное приложение газеты требует от него небольшого и занятного материала про появившееся на стене соседнего дома прошлой ночью граффити. Вот он с восторгом и констатирует факт – «у нас появился собственный Бэнкси».
Если говорить об Украине, наиболее известным и интересным автором можно назвать APL315, который работает на улице с 2000. То, что APL315 создает на улице – в разных странах (в этом списке не только почти все постсоветское пространство и Европа, но и весьма экзотическая Южная Корея) всегда живое, меняющееся, временное. Локация подсказывает форму, цвет, фактуру и в итоге создается граффити, которое невозможно перенести в другое место, например, галерею. Потому, что оно передает атмосферу конкретного места. Таким образом, работа на улице предполагает несколько важных моментов – временность созданной работы, ведь уже завтра ее могут закрасить разгневанные работники коммунальных служб; привязанность к месту и, пожалуй, самое главное – невероятно обширную и разнообразную аудиторию. APL315, например, любит “красить” железнодорожные вагоны, объясняя это тем, что потенциал такой экспозиционной площадки гораздо выше любой галереи или музея. Товарные вагоны разъезжают по всему миру, их видят тысячи людей.
Начиная с 2006, APL315 не только работает на улице, но и сотрудничает с галереями. При этом он отказывается переносить работы, созданные на улице в выставочное пространство, и на холсте создает нечто другое. Нельзя сказать, что эти две практики кардинально отличаются, характерный стиль APL315 присутствует и на улице и на холсте. В работах на холсте появляется намеки на социальную критику, художник APL315 использует текст, зачастую весьма кратко и остро высказываясь по тем или иным вопросам. Например, в таких работах как, «The uspeh» (2010), «The masizm или Особенности тупой Авцы»(2010), «Продай почку, купи цепочку». Пренебрегая правилами, он смешивает масляную краску и спрей, заливает все это керосином, использует фломастеры и вообще всячески экспериментирует с поверхностью холста. Как правило, художник максимально уходит от фигуративного изображения, стараясь достичь графичности визуального языка.
В проекте «Надувательство» художник все же сводит воедино две свои ипостаси – райтера и художника. В определенном смысле, этот проект можно назвать «работой над собой», систематизацией того, что было сделано за последние десять лет. Подведением итогов и одновременно переосмыслением отработанного материала. В основе экспозиции десять работ – по одной за каждый год, это своеобразные ремиксы или реэдиты тех работ, которые самому художнику кажутся значимыми и этапными. Разоблачает ли он сам себя? Критикует ли за метание между городом и стерильным пространством галереи? И кого он хочет надуть? Судя по названию проекта – зрителя? Наверняка человеку, принявшему весьма строгие правила, которые вынуждены были выработать для себя уличные художники, мир современного искусства часто кажется фальшивым и завравшимся. На улице зритель всегда более искренен в своих оценках – будь-то восхищение или негодование, а работа всегда говорит сама за себя, не прикрываясь именем своего создателя. В мире современного искусства правят бренды и имена, репутации и мнения экспертов. Зрителя часто вводят в заблуждение, заставляя поверить в гениальность того или иного художника, а в итоге и выложить солидную сумму за право обладать работой этого гения. Подобная ситуация претит уличному художнику, чьи работы никогда не конвертируются в твердую валюту. По словам APL315, несмотря на весь тот хайп, который в последние годы поднялся вокруг уличных художников, их сообщество все еще остается достаточно закрытым, в нем действуют свои правила и многие из его участников сознательно отказываются от славы и денег, которые могли бы заполучить, присоединившись к миру современного искусства. То есть, они не хотят участвовать в надувательстве. А что же APL315? Избрав для себя неоднозначную и проблематичную позицию “между”, он вынужден все время подвергать проверке себя и своего зрителя. Производить серию разоблачений, “выпадать” из художественного сообщества, “красить” заборы заброшенных заводов где-нибудь на Балканах, пытаться сохранить инкогнито и принимать участие в тусовках и т.д. Оставаться честным на улице и участвовать в коллективном надувательстве на территории современного искусства, ведь, как известно, “в чужой монастырь со своим уставом не ходят” или нет?

Подборка работ за 10 лет, с 2003 по 2013 года

1
2
5
7
8
10
11
13
14
15
16
17
18
26

Открытие выставки: 7 ноября 19:00 в Kicik QalArt
Время проведения выставки: с 7 ноября по 7 декабря 2013 года
Узнать больше о галерее Kicik QalArt

Страница мероприятия