Максим Има – Расписывание поездов

| 26.11.2013

2013_11_26_Streetart-train_02

Далеко не каждый известный галерейный художник сможет похвастаться такой презентацией своего искусства.

Петербургский уличный художник Максим Има опубликовал свое мнение о искусстве, граффити культуре и стрит-арте.

Я искренне считаю, что граффити и стрит-арт — это настоящее искусство. Внедряясь в городское пространство, оно не портит и не разрушает, оно дополняет и компенсирует нехватку яркости в окружающей обыденности. Это творчество без галерей, без кураторов, без денег. Но мотивации художника, будь он богемным абстракционистом, сумасшедшим перформансистом или уличным райтером, очень часто сводятся к одному: к большей популярности, к эпатажу, к повсеместному насаждению своего мировоззрения.

Искусство со временем переходило из формата постоянного-прекрасного-вечного в формат изменяющегося-движущегося-отталкивающего. «Движение — жизнь», и этот лозунг подтверждается современным искусством в виде инсталляций, разлагающихся в формальдегиде, кинетических объектов, перформансов. Постоянное привлечение зрителя в процесс создания современного искусства тоже уже давно является нормой. Искусство заставляет не только смотреть, но и думать (и, возможно, даже участвовать).

Граффити, являясь более узкой специализацией, нежели современное искусство в целом, ассоциируется у нас (и в большей степени таковым и является) с сугубо локальным явлением. Мы наблюдаем появившийся рисунок, запоминаем его местонахождение, постоянно проходя мимо него, задумавшись, вглядываемся в детали. И если сначала мы были против осквернения того прекрасного серого дома, на котором оно появилось, то сейчас уже вроде как и привыкли. Ничего, пускай остается, мы и внимания не обращаем. Оно перестает быть чем-то шокирующим и вызывающим эмоции, становясь при этом настолько же приевшимся, как и реклама вокруг, как торговые вывески. Но это скорее плохо для уличного автора, нежели хорошо. В отличие от галерейных художников, он не надеется создавать вечное (так как это практически невозможно), ему необходима реакция общества на его искусство, а не создание шедевра.

2013_11_26_train-3

Граффити-художник, казалось бы, имеющий полную свободу действия, ограниченную лишь стражами порядка, все равно заключен в определенные рамки. Рамки эти заключаются в том, что пространство для общения со зрителем у граффитчика одно — улица. Создав работу в стенах галерей и всевозможных арт-площадок, граффитчик становится просто художником, со своими стилевыми особенностями. Это как вопрос о том станет ли крыса, вошедшая в дом, мышью, и наоборот. В этой связи постоянные предложения по борьбе с нелегальными рисунками на улице путем «раздачи» легальных мест для рисования вряд ли увенчаются успехом. Граффити — это действие, направленное на актуальность. Оно должно соответствовать своему времени, и месту своего появления.

Желание граффити-художников создать однодневную, а иногда и существующую несколько часов «выставку», передвигающуюся по городу и обращающую на себя внимание тысяч людей, привело их в конечном итоге к рисованию на вагонах электричек и метро. Далеко не каждый известный галерейный художник сможет похвастаться такой презентацией своего искусства. Но в этом присутствует и некий драматизм ситуации, заключающийся в том, что автор, создающий граффити полотна — назовем их так при условии закрашивания всего вагона, — чувствует абсолютную незащищенность своего искусства. Уже буквально через несколько часов снятая с маршрута «экспозиция» будет уничтожена под слоем серой краски, уравнивающей все под мнимую чистоту и порядок. Эта выставка без рецензий и без пригласительных, она просуществовала несколько часов и исчезла. А по-другому и быть не должно. Ну кому будет интересно увидеть вагон, раскрашенный под первый снег в феврале месяце?

2013_11_26_Streetart-train_01

Эта фотография прекрасно раскрывает тему нелегального граффити как средства коммуникации, балансирующего на грани хулиганской выходки и претензии на творчество. И коммуникация эта нужна и важна здесь и сейчас. Такое рисование дает очень кратковременный результат. Но именно это и подталкивает уличных художников снова и снова создавать свои работы. Это игра, в которой нет победителя и нет проигравшего. Общество будет постоянно осуждать, а граффитчики будут постоянно создавать ему тему для осуждения. Мы всегда готовы с пеной у рта разносить в пух и прах то, чего не понимаем. То же самое происходит и в стенах музеев современного искусства, где еле слышно произносятся фразы «ну и почему это стоит миллионы долларов?» и «я тоже так могу». Граффити не стоит миллионы долларов и вы «тоже так» не можете. Поэтому это совершенно другое, но тем не менее искусство…

2013_11_26_train-4

источник