Интервью с Aske

sicksystems_157

Предлагаем Вашему вниманию интервью с уличным художником и сооснователем бренда Code Red — Дмитрием Aske!

Здравствуйте, Дмитрий, как ваше настроение? Готовы ли вы к интервью?

Привет! Настроение — бодрое. Да, без проблем.

fD_kNMyWtd0 Как давно вы в граффити? Что сподвигло окунуться в эту культуру?

Я увлекся граффити в 2000-м году. В 1999-м я был в летнем лагере, где постоянно рисовал что-то у себя в тетради, и ребята все время говорили: «О, круто, граффити!». На что я отвечал, что граффити должно быть на стенах, а это просто рисунки. При этом больше о нем я тогда ничего не знал. Тем летом, вернувшись домой, я начал искать информацию о граффити в Интернете, смотреть фотографии работ российских и зарубежных райтеров и вникать что к чему. Думаю, что мне повезло, ведь тогда доступ в Сеть был редкостью.

До того, как в 2001-м году мне впервые удалось порисовать на стене, я делал только эскизы. Да и вообще, скетчей я всегда делал намного больше, чем мог реализовать. Мне интересно было искать новые формы и быть оригинальным на сколько это возможно. Тогда в Москве было очень мало информации о граффити. В отличие от Европы, где после Subway Art и Style Wars все стали подражать нью-йоркскому граффити, в России поначалу скорее ориентировались на местных пионеров того периода, вроде Баскета, Змогка, Шамана, Аэро, Дэри и других. У каждого из них был свой почерк, не похожий на американский. Когда я впервые увидел книгу Subway Art, сначала вообще не понимал, что люди ценят в этих рисунках, сделанных 20 лет назад. Без сомнения, нью-йоркские первопроходцы граффити вызывали уважение, но быть похожим на них мне совсем не хотелось.

Году в 2002-м я познакомился с Бесом и Тобе, которые жили на моей ветке и в то время уже очень активно рисовали на электричках и в метро в составе команды FU. Я видел множество их тегов и думал, что это взрослые парни, а в итоге оказалось, что они мои ровесники. Я был в шоке, когда Кирилл Тобе показал огромную стопку фотографий с рисунками FU. Там было все от флопов и тегов до холкаров.

Еще ярким впечатлением того времени были эскизы Толика Акуе, который писал А24 и уже демонстрировал большой талант. Летом 2001-го года Кирилл Кто проводил небольшую граффити-акцию во дворе в самом центре Москвы, и там была редакция одной молодежной газеты. Заглядывая через плечо, я смотрел, как Толян показывает свой альбом Кириллу. Это было задолго до того, как я лично с ними познакомился.

А после 2004-го года, когда я завел Livejournal со своими работами, у меня появилось еще больше знакомств. Из них можно упомянуть Витю Набора (Sugar 18) и Диму Оскеса, которые по-разному, но до сих пор остаются в теме. Кстати, благодаря Диме я познакомился с Юрой Каданцевым, с которым мы впоследствии стали вместе делать CODE RED.

qND0iQBnMI4 Вы рисуете только легально?

Сейчас да. Последний рисунок, который можно считать граффити, я сделал в 2008-м году. С тех пор я не пишу свое имя на стенах. Мне надоело однообразие, и я решил двигаться дальше. Да и раньше, когда я рисовал шрифты, обычно выбирал тихие места: пустыри с заборами и заброшенные стройки. Их по факту можно назвать нелегальными с большой натяжкой. Зато там можно уделить много времени рисунку и не волноваться, что тебе помешают. В первой половине 2000-х я тегал и иногда рисовал в городе, но не уделял этому много времени. Для меня были важны художественная составляющая и результат, а не удовольствие от процесса и чувства опасности.

В граффити для меня лично в первую очередь важны стиль и качество рисунков. Я знаю, как непросто рисовать на поездах или в видных местах в городе, но считаю, что нельзя забывать об этих двух составляющих. Я прекрасно понимаю, в чем, например, кайф тегов — уличной каллиграфии, но все же уважаю только тех, кто заботится о стиле.

sicksystems_481 Какие художники повлияли на ваше творчество?

Ключевыми были SatOne и команды 123Klan и Viagrafik. Они одними из первых стали успешно совмещать граффити и графический дизайн, тем самым расширяя границы уличного рисования. В свое время их пример меня очень вдохновил. Сэт до сих пор — один из моих любимых художников.

Еще могу назвать: Erosie, Finsta, Delta, Dondi, Honet, Seen, Smash 137, Toast — и это только основные имена. Вообще я старался как можно шире смотреть на граффити, и мне всегда нравилось творчество очень разных райтеров: и тех, кто рисует на стенах, и тех, кто рисует на поездах. Я уже не говорю о дизайнерах, иллюстраторах и художниках. Именно поэтому на сайте CODE RED мы стараемся рассказывать обо всех.

DVa1vyUJGh0Дмитрий, вы являетесь одним из основателей бренда CODE RED. Как и когда появился бренд? У вас есть какая-то концепция?

Все началось с граффити-журнала, который мы начали делать в 2004-м году. Пару лет спустя Саша Поэт — один из моих компаньонов — придумал небезызвестную сумку для баллонов, аналогов которой тогда не было. Можно считать, что с ее выпуска CODE RED начал становиться брендом. Позже мы выпустили рюкзак и поясную сумку, а дальше, думаю, вы знаете.

Создание журнала о граффити — дело благородное, но, кроме морального удовлетворения, мало что приносит. Вся прибыль, дополненная деньгами рекламодателей, шла на печать нового номера. Когда мы начали делать вещи под маркой CODE RED, то у нас стали появляться средства на дальнейшее развитие. И не только на саму продукцию, но и на сайт — информационный ресурс, который в нашем понимании способствует развитию граффити, уличного искусства и смежных видов творчества. Это — наш вклад обратно в культуру.

Что касается концепции, то вкратце мы хотим просвещать и вдохновлять людей, а также делать качественные вещи, произведенные в России. Мы видим, что уже повлияли на многих у нас в стране, будь то журналы, блоги или марки одежды.

VCrRUR5_Lw0Что значит название CODE RED?

Начиная работу над журналом, мы планировали делать его на русском и английском языках, чтобы обмениваться с иностранными коллегами. Мы хотели назвать издание так, чтобы за границей сразу поняли, что оно из России. Когда я придумывал название, то, листая словарь, наткнулся на словосочетание Code Red, которое во времена холодной войны обозначало ядерную атаку Советским Союзом США. Мы решили, что название хорошо звучит и подходит по теме. Кроме того, тогда в логотипе я еще нарисовал графичного двуглавого орла, чтобы у иностранцев не оставалось никаких сомнений.

Да и сейчас, если говорить о бренде, то название приобретает еще один смысл. Покупая вещи любых отечественных брендов, вы оставляете деньги в экономике собственной страны, а не отправляете их за границу. Это важно понимать. Мы бы хотели способствовать тому, чтобы люди ценили, то что делают их соотечественники.

baNt5zbIPsI Кто занимается брендом? Кто делает дизайн?

Нас три компаньона. Один занимается продажами, второй отвечает за разработку и производство вещей, а я занимаюсь сайтом, отношениями с общественностью и тоже иногда принимаю участие в создании новой продукции. Графикой и дизайном занимаюсь тоже я.

Кроме того, у нас в штате еще есть редактор сайта, программист, редактор новостей, менеджер по производству, менеджер магазина и продавцы. Всего 12 человек. Мы также периодически сотрудничаем с авторами статей и фотографами, которые снимают одежду.

g8IbD30W638 Что вас вдохновляет на создание граффити и новых моделей одежды?

Я бы сказал скорее на творчество, так как я уже не занимаюсь классическим граффити. В прошлом году я снова рисовал на стенах, но это была монументальная графика. Граффити в моем понимании — это имена, стайл-райтинг. Мне по-прежнему интересно наблюдать за развитием этого направления, рассказывать о талантливых райтерах, но самому снова писать буквы своего псевдонима не хочется.

Многие, для кого в зрелом возрасте граффити остается хобби, считают, что это «настоящий» подход — просто писать свое имя чем дольше, тем лучше. Но я давно решил, что творчество для меня — больше, чем развлечение, и я отношусь к нему серьезно, стараясь развиваться, а не бегать как белка в колесе, получая от этого наслаждение. Я прекрасно понимаю молодежь, которая котирует только шрифты, но когда ты взрослеешь, то взгляды меняются и ты смотришь на вещи шире и под другим углом.

Если говорить об одежде, то моего коллегу Сашу Поэта прет ее придумывать и доводить эскиз на бумаге до вещи, которая весит на вешалке в магазине. Мы вместе работали в фирме LMA, которая производила сноубордическую одежду. Она закрылась в 2007-м году. У него уже тогда были горы эскизов разных вещей, а теперь их стало еще больше. Он сейчас пробует поставить на ноги еще один небольшой бренд под названием Trude, в котором хочет реализовывать более смелые вещи. Но идей у него хватит еще на десяток марок.

Что касается вдохновения, то, в первую очередь, нам просто нравится всем этим заниматься. Конечно, периодически возникает рутина, но от нее никуда не деться, и в эти моменты бодрит то, что мы работаем сами на себя и у нас есть возможность самореализовываться и жить за счет этого.

sicksystems_489 Какие планы по развитию себя в творчестве и по развитию бренда?

В этом году я хочу принять участие в нескольких групповых выставках и подготовиться к персональной. Летом надеюсь, что будет возможность еще порисовать на больших поверхностях на улице. Это был очень крутой опыт, и я бы хотел его повторить. Когда ты находишься посередине пятиэтажной стены, то по-настоящему ощущаешь размер. Это не сравнится с просмотром больших стен на экране компьютера или даже со взглядом с улицы. Масштаб — это реальное испытание.

Что касается бренда, то мы продолжим разрабатывать новые вещи. Надеюсь, что наконец сможем выпустить хорошие футболки с графикой разных художников. Нам иногда пишут люди, которые далеки от граффити, и хвалят наши вещи. Для нас это важный показатель. Еще много планов относительно развития сайта, но о них я пока не буду рассказывать. Идей очень много, но реализовать их получается не так быстро, как хотелось бы. Надеюсь, что людям понравится. Вообще же, в заключение хочу сказать спасибо всем, кто поддерживает нас, читает наш сайт и носит наши вещи. И спасибо за ваши вопросы!
sicksystems_256 sicksystems_255 sicksystems_254

Узнать больше о творчестве Димы Aske Вы можете на его персональном сайте — www.sicksystems.ru