Интервью с Алексеем Лукой

Недавно стало известно, что в Выксе в рамках фестиваля «Арт-Овраг» появится Индустриальный стрит-арт парк. Впервые для уличных художников откроет свои двери закрытое предприятие — завод ОМК, на котором производятся, например, колеса для сапсанов. Проект рассчитан на 10 лет: ежегодно для создания новой работы будут приглашать одного автора или коллектив. Акцент делается на российских художниках. К открытию Индустриального парка здесь появится роспись Алексея Луки. Кристина Вронская поговорила с художником о творчестве, планах на жизнь, путешествиях и многом другом.

В своих росписях ты используешь абстрактные геометрические фигуры, создаёшь сложные композиции, в том числе ассамбляжи, состоящие из различных материалов. Расскажи, пожалуйста, какую работу ты готовишь для Индустриального парка.

Стоит разделять, я делаю или фасады, или ассамбляжи. Если говорить об ассамбляжах, которые я интегрирую в уличные объекты, то чаще всего работаю с деревом. Фасады – это обычно не просто абстрактные работы, там есть определенный сюжет, который зачастую скрыт.

Для Выксы у меня родилась следующая идея. На территории завода много производственных цехов и, разумеется, находясь снаружи, никто из проходящих мимо не знает и даже не задумывается, что в них на самом деле происходит. Поэтому было решено сделать срез происходящего в одном из них с интеграцией технических деталей, которые там производятся и много значат для рабочих. При этом в росписи все должно органично выглядеть. Это будет моё видение, моя интерпретация деятельности выбранного цеха. Весьма условная и абстрактная, конечно.

Для меня как для архитектора основная задача – чтобы работа была грамотно вписана в окружающее пространство. Гамма будет достаточно приглушённая. Эскиз уже готов на 90%, но всегда остаются какие-то нюансы, которые на месте хочется доделать. Поэтому у меня эскизы меняются до последнего.

Алексей Luka, эскиз для Индустриального парка

Контактируешь ли ты с рабочими, будут ли они как-то участвовать в создании новой работы?

Мы хотим привлечь к процессу людей, которые работают в цеху, – выяснить у них, что из готовых деталей, которые они выпускают, является самым важным и основным в их работе, чтобы это отразить на фасаде здания.

Алексей Luka, фестиваль «Арт-Овраг», Выкса, 2013

У тебя был опыт пребывания в Выксе. Как впечатления?

Я был в Выксе в 2013 году. В тот год было много художников со всей России, и по ощущениям, всё происходило достаточно сумбурно. Но это был один из первых и немногих на тот момент фестивалей, включающих стрит-арт программу. Тогда всё только начиналось и оттачивалось. В общем, мне понравилось. Любая поездка чем-то запоминается и оставляет какие-то положительные эмоции. Когда проходит фестиваль, выставка или любой другой проект, приятно общаться с другими участниками – друзьями, которых ты давно не видел, или знакомится с новыми художниками.

В тот год стрит-арт программу фестиваля «Арт-Овраг» курировал Никита Nomerz – художник из Нижнего Новгорода; сама Выкса находится в Нижегородской области. Кроме того, ты участвовал в фестивале «Новый город: Древний» Артёма Филатова. Скажи, как ты относишься к Нижегородской школе уличного искусства?

Отношусь тепло и очень люблю Нижний Новгород. К сожалению, редко там получается бывать. Поэтому с радостью принял участие в фестивале, когда Артём предложил. До сих пор сделанная там работа остаётся одной из моих любимых, потому что очень редко, когда удаётся интегрировать деревянные ассамбляжи в городскую среду. Кстати, объект до сих пор отлично сохранился.

Я очень рад за художников Нижнего, которые сейчас занимаются уличным искусством. У города очень яркие представители, их легко узнать, легко отличить от других художников. И можно только порадоваться за такое сплоченное коммьюнити. Подходы у нас отличаются. Ребята много рисуют на старых домах, которые либо готовятся к сносу, либо находятся в каком-то удручающем состоянии. Я же собираю обычно старые материалы и использую их для новых работ. Но та атмосфера города, которую они используют, те проблемы, которые они отражают в своих работах, мне очень близки.

Алексей Luka, Без названия 

Вернемся к Индустриальному парку. Получается, работа будет сделана на действующем предприятии, что станет визитной карточкой нового пространства. Скажи, был ли такой опыт раньше. Может быть где-то за рубежом ты работал на заводских территориях?

Именно на действующем предприятии – нет, не работал. В том году я сделал работу на производственной площадке в городе Сатка. Но ангар, на стене которого появилась роспись, уже не использовался по назначению. Сейчас это пространство облагораживается, – там создают место силы для города, где будут проводить разные мероприятия.

Обычно я работаю всё же в городской среде, но не думаю, что создание росписи на закрытом заводе будет сильно отличаться. Где-то люди живут, где-то – работают. Все равно есть коммуникация, контакт с людьми.

Алексей Luka, Excessive Care. Фестиваль «FestiWall», Рагуза, Италия, 2018

Ты много работаешь не только в России, но и за рубежом. География поражает: Италия, Германия, Франция, Марокко, Тунис, США, Нидерланды, Испания… Расскажи, пожалуйста, о своих ближайших планах. Где ты успеешь оказаться до поездки в Выксу и сразу после неё.

В этом году все зарубежные поездки практически отменил. Так сложилось, захотел больше проектов сделать в Москве и разных российских городах. В 2018 году я принимал участие в фестивале «Чилим» в Астрахани. Очень понравился город и его атмосфера. Люблю деревянное зодчество. А такие места, где многое сохранилось, очень привлекают с точки зрения вдохновения и создания новых работ. Поэтому хочу в этом году по России побольше поездить.

Из основных планов – персональная выставка в Москве в галерее RuArts. Делаю много скульптур, много объектов. Продолжаю собирать ассамбляжи из дерева, из найденных материалов, мебели. На первое место вышло всё, что связано с бытом, с обустройством пространства, которое человек создаёт вокруг себя.

Сейчас с проектом «Формат один» готовим очень много тиражных вещей: и шелкографию, и тиражную скульптуру. Скоро пройдёт принт-маркет «Вкус бумаги» в «Гараже», – там буду участвовать. Также много проектов своих личных, связанных с архитектурой. Планирую создание не просто уличных, но объёмно-пространственных работ.

Алексея Luka, Оранжевый глаз. Фестиваль «Чилим», Астрахань, 2018

Как ты относишься к коллаборациям с другими художниками?

В какой-то момент я понял, что коллаборации для меня – это очень тяжело. Я сам по себе нервный человек и очень сильно настаиваю на своём, людей это отталкивает. Я по натуре перфекционист, и если что-то вобью себе в голову, то пока не добьюсь, не отступлю. В этом плане работать со мной очень тяжело.

И напоследок, – как начинался твой путь уличного художника?

Началось всё с того, что я закончил Архитектурный институт. На первом курсе я активно увлекся граффити, написанием своего псевдонима, хотя пробовать рисовать начал еще до поступления в институт.Как появился мой первый ассамбляж? Признаться, я просто делал себе стол на даче из разных пород дерева. До конца был уверен, что это будет именно стол, но в какой-то момент понял, что туда можно интегрировать какие-то вещи и персонажей. И, собственно, случайно получилось то, что получилось. Никогда не думал, что увлекусь этим и начну работать с деревом.

А потом начал находить всё больше и больше разных объектов для новых работ. Преимущественно материалы нахожу где-то на улице, на чердаках, в старых квартирах.
Когда делаешь какие-то выставочные проекты в Европе, очень сложно с поиском материала. Например, 2 года назад у меня была выставка в Германии, и там было катастрофически тяжело что-либо найти. Немцы всё выбрасывают, никто ничего не хранит. Но какой-то материал я всё же нашёл: познакомился с дядей, у которого в старом фургоне была куча барахла. У него одолжил часы, старые панели и из этого сделал несколько работ.

Но мне так даже интересней работать – везде материалы разные, к вещам люди относятся тоже по-разному. И в конечном счёте эта специфика отражается в работах. Ведь никогда не знаешь, что ты найдёшь, и что из этого получится.

Алексей Luka. Straniera. Рим, Италия, 2014